Другое кино zav orfei

Published on Ноябрь 30th, 2012 | by admin

0

ЗАВЕЩАНИЕ ОРФЕЯ LE TESTAMENT D’ORPHEE, OU NE ME DEMANDEZ PAS POURQUOI!

Франция, 1960, 79 мин., черно-белый

Постер фильма "ЗАВЕЩАНИЕ ОРФЕЯ / LE TESTAMENT D'ORPHEE, OU NE ME DEMANDEZ PAS POURQUOI!"автор сценария и режиссер
ЖАН КОКТО

оператор
РОЛАН ПОНТУАЗО

продюсеры:
ЖАН ТЮИЛЬЕ
ФРАНСУА ТРЮФФО

музыка из произведений:
ИОГАННА СЕБАСТЬЯНА БАХА
ГЕОРГА ФРИДРИХА ГЕНДЕЛЯ
КРИСТОФА ВИЛЛИБАЛЬДА ГЛЮКА
РИХАРДА ВАГНЕРА

в роли поэта ЖАН КОКТО,
в остальных ролях и эпизодах: ШАРЛЬ АЗНАВУР, БРИЖИТ БАРДО, МАРИЯ КАСАРЕС, СЕРЖ ЛИФАРЬ, ЖАН МАРЭ, ФРАНСУА ПЕРЬЕ, ПАБЛО ПИКАССО, ФРАНСУАЗА САГАН, РОЖЕ ВАДИМ и др.

Номинация Британской киноакадемии «Лучший фильм».

ССЫЛКИ:
Образ Орфея в мифологии, античной литературе и искусстве. Сюжеты. Атрибутика (реферат)

«Страдание — это нормальная плата за несправедливую и великолепную судьбу»
К 90-летию со дня рождения Жана Маре

 

Кадр из фильма "ЗАВЕЩАНИЕ ОРФЕЯ / LE TESTAMENT D'ORPHEE, OU NE ME DEMANDEZ PAS POURQUOI!"

Третий фильм из знаменитой трилогии Жана Кокто «Кровь поэта», «Орфей» и «Завещание Орфея». Фильмы Кокто сделаны в лирической манере «ирреального реализма», как он сам определял свой кинематографический метод, и представляют собой экзистенциальные сюрреалистические образы, основанные на мотивах мифа об Орфее. Однако тема фильма, вернее несколько идей, о которых рассказывает автор, далеки от самого мифа, и повествуют об исканиях поэта, о невозможности смерти в искусстве и любви. Жан Кокто предстает в собственной картине в образе современного (60-х годов) французского художника и поэта и, путешествуя между двумя мирами, различными годами этого столетия и даже эпохами, доказывает, что смерти нет и все что, погибает — в искусстве живет вечно. В фильме используются элементы французского театра, сюрреалистические полотна Пабло Пикассо и все возрождающий эффект обратной съемки. Сам Пикассо, как и Жан Марэ также заняты в эпизодических сценах этой ленты. Вынесенное в заголовок название «…Не спрашивайте меня почему» оставляет в фильме много вопросов и символов, о значении которых можно гадать бесконечно, а лирический конфликт не позволяет определить ни кульминацию, ни ожидать какой либо конкретной развязки. Однако именно все это создает интригу и заставляет внимательно следить за легкой пластикой известного режиссера и поэта путешествующего по ту сторону жизни.

 

Кадр из фильма "ЗАВЕЩАНИЕ ОРФЕЯ / LE TESTAMENT D'ORPHEE, OU NE ME DEMANDEZ PAS POURQUOI!"

«Завещания Орфея» — фильм столь же поэтический, сколько и философский. Своеобразный лирический манифест большого поэта и художника, в котором за три года до окончательного, физического ухода в Зазеркалье Жан Кокто еще раз сформулировал основные темы своего искусства. Но в неменьшей степени это и автопортрет художника, разностороннего, капризного, умудренного годами вечного дитяти, мужчины, любящего мужчин, творца, одновременно постоянного в склонностях и переменчивого в увлечениях, разбрасывающегося, но и всегда возвращающегося в одну и ту же воду. В ту самую воду, в которую нельзя войти дважды только нам с вами, но не ему, Орфею, неизменно вглядывающемуся в ее зеркальную гладь и рассматривающему там лик Нарцисса.

Жан Кокто является зрителю в импозантной своей плоти с самого первого кадра и с самого первою кадра демонстрирует чудеса, на которые никто, кроме него, Поэта, не способен. Он приходит в наш век в костюме XVIII столетия затем, чтобы встретиться с самим собой сегодняшним и с чудаком-ученым, изобретшим волшебный пули, которыми нужно убить Орфея, чтобы возродить Орфея. Как Феникс, он, Орфей, и возрождается, чтобы, приняв свой истинный облик (Жана Кокто, а не Жана Маре, любимца и любовника режиссера, его ученика и его Галатеи), вновь встретиться с той, кто одна мучительней и притягательней всех на свете возлюбленных — со Смертью. Эта Смерть, однако, воплощена не в облике Марии Казарес, но мы этого еще не знаем, потому и не понимаем поначалу совершенного спокойствия Орфея-Кокто при встрече с той, к которой так стремился Орфей-Маре.

Так вопросом, загадкой, тайной — завершается (если завершается) странствие Орфея, так завершается творческий путь в кино Жана Кокто, называвшего кинематограф «сном наяву» и навеявшего нам несколько собственных искусных и нестареющих «золотых снов», которые, по словом одного из его любимых актеров, Жана Перье, «будут жить вечно». Если прав художник и путь величайшего певца в истории человеческой культуры есть вечное возвращение к себе, или вечное стремление сквозь все на свае зеркала потустороннего и искусы смерти — к любви, тогда, действительно, его «сны» мы будем пересматривать и разгадывать вечно, ведь все мы — и поэты, и нe-поэты — хотим (или должны хотеть), в сущности, одного и того же — yзнать любовь, обрести себя и достойно приготовиться (отыскать дорогу) к смерти, что означает — постичь смысл бытия.

www.kinox.ru

 

Жан КОКТО (Сосteau)

КОКТО (Сосteau) Жан (05. 07. 1889 — 11. 10. 1963), французский поэт, драматург, прозаик, сценарист, кинорежиссер, актер, график. Один из виднейших представителей авангарда в европейском искусстве 20 века. Образование получил в лицее Кондорсе. В 1995 был принят в члены Французской академии.

Свой путь в искусстве начал как поэт-экспериментатор. Его формирование как художника произошло под влиянием спектаклей русского балета, музыки И. Стравинского, живописи П. Пикассо и поэзии Г. Аполлинера. Именно Кокто с его разнообразными талантами и чуткостью ко всему новому оказался вдохновителем многих художественных начинаний эпохи, прежде всего в области театра и музыки. Как график Кокто выступил на рубеже 1910-х и 1920-х годов, когда на смену кубизму приходит возвращение к натуре, но уже на других, чем прежде, началах. Рисование являлось для французского художника подобием письма; на бумагу переносилось не увиденное с натуры, а пережитое и осмысленное. Поэзия Кокто развивалась отдадаизма («Стихи», 1920) к сюрреализму (сборник «Опера», 1927). Разносторонне одаренный художник, Кокто пробовал себя и в кинематографии — им были поставлены картины «Красавица и чудовище»(1946), «Орфей»(1950) и «Завещание Орфея» (1960).

Жан КОКТО (Сосteau)Все творчество Кокто — поиски «истинной линии» (которая в переносном смысле слова являлась его целью и в литературе), передающей суть вещей. Движимый, в духе времени, страстным интересом к кинематографу, в 1930 (одновременно с постановкой Л. Бунюэлем сюрреалистического шедевра «Золотой век») снял свой первый, отмеченный намеренной алогичностью повествования фильм «Кровь поэта» (Le Sang D’un Poete), в котором просматривались смутные контуры античного мифа об Орфее. В дальнейшем тема искусства и участи художника в прозаичном и корыстном мире становится центральной в творчестве Ж. Кокто, обретая роковую, в позднеромантическом духе предопределенность в фильмах «Орфей» (Orpheus/Orphee, 1949) и «Завещание Орфея» (Le Testament D’orphee, 1959), снятых по собственным сценариям (в последнем он выступил сам в будничном облике пожилого поэта).

Наибольший успех снискала вторая часть кинотрилогии, представлявшая собой перенесенную в условную современность экзистенциальную, в духе «Мух» Ж.-П. Сартра и «Мифа о Сизифе» А. Камю, притчу о несовместимости высокой духовности с регламентированным буржуазным бытом. Мрачная экспрессивность картин посещаемого героем (Орфея, как и большинство главных героев Кокто, играл Ж. Маре) в сопровождении таинственной Принцессы-Смерти (М. Казарес) ада, где безликие судьи с унылой механичностью выносят своим жертвам приговоры без права апелляции, живо напоминала о недавних ужасах фашистской оккупации. Мотив абсурдного героизма, сквозь трагизм бытия ведущего к бессмертию, звучал у Кокто и раньше — в авторском сценарии фильма «Вечное возвращение» (L’eternel Retour, 1943, режиссер Ж. Деланнуа) — обобщеннно-поэтической версии легенды о Тристане и Изольде.

Самой простой и популярной из лент Кокто, в полной мере продемонстрировавшей образные возможности его «ирреального реализма» (как определял он сам свой кинематографический метод), стала сказочно фантастическая картина «Красавица и чудовище» (La Belle Et La Bete, 1946), фабула которой восходит к волшебной сказке 18 века. Менее удачны его опыты в области костюмно-исторического фильма — сценарии экранизаций «Рюи Блаза» (Ruy Blas, в нашем прокате — «Опасное сходство») (по драме В. Гюго, 1947, режиссер П. Бийон) и «Принцессы Клевской» (La Princesse De Cleves, по роману М.-М. Де Лафайет, 1960, режиссер Деланнуа) ощутимо проигрывали на фоне классических источников. А дважды предпринятую Кокто — сначала в драме «Двуглавый орел» (L’aigle A Deux Tetes, 1946), а затем в одноименном фильме (1947) — попытку реанимировать исторический апокриф — загадочную гибель королевы Елизаветы Австрийской от руки неведомого убийцы — современники восприняли как откровенный анахронизм. Позднее к тому же сюжету, и тоже без особого успеха, обратился М. Антониони в телевизионной драме «Тайна Обервальда» (Il Mistero Di Oberwald, 1981).

Большим успехом пользовались экранизации двух написанных им еще до войны мелодрам из современной жизни — «Несносные родители» (Les Parents Terribles, 1948) и «Несносные дети» (Les Enfants Terribles, 1949, режиссер Ж.-П. Мельвиль), иронически высвечивавших несостоятельность морали среднего класса. Кинематографическое творчество Кокто, несмотря на видимую эклектичность, несомненно обогатило набор образно-выразительных средств и приемов современного киноискусства.

По материалам Николая Пальцева, с дополнениями

Кадр из фильма "ЗАВЕЩАНИЕ ОРФЕЯ / LE TESTAMENT D'ORPHEE, OU NE ME DEMANDEZ PAS POURQUOI!"

Кадр из фильма "ЗАВЕЩАНИЕ ОРФЕЯ / LE TESTAMENT D'ORPHEE, OU NE ME DEMANDEZ PAS POURQUOI!"

Кадр из фильма "ЗАВЕЩАНИЕ ОРФЕЯ / LE TESTAMENT D'ORPHEE, OU NE ME DEMANDEZ PAS POURQUOI!"

Кадр из фильма "ЗАВЕЩАНИЕ ОРФЕЯ / LE TESTAMENT D'ORPHEE, OU NE ME DEMANDEZ PAS POURQUOI!"

Кадр из фильма "ЗАВЕЩАНИЕ ОРФЕЯ / LE TESTAMENT D'ORPHEE, OU NE ME DEMANDEZ PAS POURQUOI!"

Кадр из фильма "ЗАВЕЩАНИЕ ОРФЕЯ / LE TESTAMENT D'ORPHEE, OU NE ME DEMANDEZ PAS POURQUOI!"

Кадр из фильма "ЗАВЕЩАНИЕ ОРФЕЯ / LE TESTAMENT D'ORPHEE, OU NE ME DEMANDEZ PAS POURQUOI!"

Кадр из фильма "ЗАВЕЩАНИЕ ОРФЕЯ / LE TESTAMENT D'ORPHEE, OU NE ME DEMANDEZ PAS POURQUOI!"

Кадр из фильма "ЗАВЕЩАНИЕ ОРФЕЯ / LE TESTAMENT D'ORPHEE, OU NE ME DEMANDEZ PAS POURQUOI!"

http://www.horosheekino.ru/LE_TESTAMENT_D_ORPHEE.htm



Наверх ↑ Избранные статьи редакции