Другое кино hiroshima_01

Published on Декабрь 4th, 2012 | by admin

0

Хиросима, моя любовь / Hiroshima mon amour

Франция-Япония, 1959 г., 91 мин.

Автор сценария Маргерит Дюрас
Режиссер Ален Рене

В ролях: Эмманюэль Рива, Эйдзи Окада, Бернар Фрессон, Стелла Кассас

Награды:
Приз ФИПРЕССИ на кинофестивале в Канне.
Приз «Объединенных наций» Британской киноакадемии.
Премия за лучший фильм сообщества кинокритиков Франции.
Премия за лучший иностранный фильм кружка кинокритиков Нью-Йорка.


Обожженные любовным потом тела чередуются на экране с сожженными бомбой трупами. Заниматься любовью — удел выживших счастливцев, но и у любви — привкус пепла и крови. «Ты ничего не видела в Хиросиме», — так разговаривают любовники в постели в фильме Рене, археолога памяти, архивиста страданий. Сведенные судорогой оргазма пальцы разжимаются, высвобождая прошлое. Как снимать немыслимое, чтобы не впасть в порнографию смерти, не сойти с ума? Фильм дробен, как сама человеческая память, желающая и не способная забыть. Он разорван, как разорваны историей судьбы любовников и тела случайных прохожих. Тень человека на плитах Хиросимы, скорчившийся труп немецкого мальчика-солдата, убитого из засады по пути на свидание. Рубцы на телах японцев, рубцы на душе француженки, обритой наголо «шлюхи». Только пережив все это заново и вместе, безымянные герои обретают имена. При этом они перестают быть людьми. «Хи-ро-си-ма, это твое имя», — говорит Она. «Это мое имя, — соглашается Он. — А тебя зовут Невер».

Этот дебютный игровой фильм Алена Рене — одно из самых совершенных творений мастера и одно из самых подлинных и трагических воплощений трагической любви в кинематографе. Картина погружает зрителя в сложный мир ощущений, основанный на сюжетной линии короткой любви французской киноактрисы и японского архитектора в послевоенной Хиросиме. Но в истерзанном войнами мире невозможно освободить свою душу от груза памяти о прошлых страданиях. Она была обвинена в связи с фашистами. Он пострадал от ядерного взрыва. Их судьбы — частичка боли, обрушившейся на людей и предостережение перед новыми, еще более ужасными и глобальными катастрофами.

Рене мастерски проникает в глубины времени и памяти. Готовясь к съемкам, он создал алгоритм будущего шедевра: «Я изложил Маргерит алгебраическую концепцию произведения. Если показать «Хиросиму» с помощью диаграммы, обнаружится близкая к муз. партитуре квартетная форма: темы, вариации на начальную тему, повторы, возвраты назад, которые могут показаться невыносимыми для тех, кто не принимает правила игры в этом фильме. На диаграмме было бы видно, что фильм сконструирован как треугольник, в форме воронки».

Хиросима» не только стала яркой вехой в развитии мирового кино, но и оставила яркий след в сердцах кинематографистов, что бывает нечасто. Можно долго приводить цитаты знаменитостей, для которых «Хиросима» стала одним из главных творческих откровений. Например, Питер Гринуэй признался, что, только познакомившись с лентой Рене, осознал себя как режиссер. Жан-Люк Годар, увидев первые 10 минут фильма, заявил, что теперь считает бессмысленным занятием снимать постельные сцены. Андрей Кончаловский назвал ее среди трех кинопотрясений молодости, не забывшихся и сегодня. Петр Тодоровский рассказывает, что был потрясен профессионализмом Рене: «Точность — кадр в кадр, каждый шаг, каждый поворот. Совершенно удивительный режиссер».


Сценарий к фильму написала Маргерит Дюрас (04.04.1914 — 03.03.1996), одна из основоположниц «нового романа», обладательница Гонкуровской премии. Она также активно работала в режиссуре («Разрушать, говорит она», «Индийская песнь»), ставя крайне трудные для восприятия, но вызвавшие большой интерес критики фильмы. Главная тема ее творчества — бунт против бесцветности будничной жизни. Первые романы Дюрас выявили сильное влияние лаконичной манеры письма Э.Хемингуэя. Характерны в этом смысле Плотина против Тихого океана (Un Barrage contre le Pacifique, 1950) и Моряк из Гибралтара (Le Marin de Gibraltar). В Moderato Cantabile (1958) мотив невозможной, надуманной любви передан поэтичной, разорванной стилистикой, столь характерной для ее последующих произведений. Этим произведениям в большей степени присуща затемненность смысла, а порой и сильный элемент эротизма, как в Смертельной болезни (La Maladie de la mort, 1982). Во многом автобиографическая повесть Любовник (L’Amant, 1984, Гонкуровская премия) воссоздает Индокитай последних лет французской оккупации и распад обреченного семейства рассказчицы. Мемуарный характер носит и книга Боль (La Douleur, 1986), в которой основное место занимает описание пережитого автором в последние дни Второй мировой войны.


РЕНЕ (Resnais) Ален (р. 03. 06. 1922), французский кинорежиссер, сценарист, оператор, монтажер, автор почти 50 фильмов.

Лидер философского направления в авторском кино Франции.

Родился в городе Ван на северо-западе страны. Закончив среднюю школу, на рубеже 40-х годов переезжает в Париж. После двух лет учебы на актерских курсах поступает в киношколу ИДЕК, где получает профессию монтажера. С детства интересуясь кинематографом, в 14 лет снимает свой первый любительский фильм «Фантомас»; в 1946 делает еще два несохранившихся неигровых фильма. Путь в кинорежиссуре начинает с документальных картин, посвященных судьбам художников и их творчеству: «Ван Гог» (1948, приз за лучший документальный фильм на МКФ в Венеции, премия «Оскар», 1950), «Гоген» (1950). Внимание общественности обратил на себя пронизанный страстным антивоенным пафосом фильм о шедевре П. Пикассо «Герника» (1950, совместно с Р. Эссансом; Гран-при МКФ в Пунта дель Эсте, 1952); антиколониалистская тональность ленты о негритянской скульптуре «Статуи тоже умирают» (1953, совместно с К. Маркером; премия Жана Виго, 1954) привела к цензурным преследованиям. Широкий международный резонанс получил снятый по сценарию Ж. Кейроля фильм о концлагере Дахау «Ночь и туман» (1955, премия Жана Виго, 1956). В 50-е годы, осуществляя постановки еще нескольких документальных лент (наиболее примечательная из них — «Вся память мира», 1956, посвященная сокровищам Национальной библиотеки Франции), Рене сближается с «группой тридцати», сплотившей прогрессивных кинематографистов в борьбе за радикальное обновление национального кино; творческое ядро этой группы впоследствии приобрело известность по именем «новой волны», в русле которой на рубеже 60-х годов стало восприниматься и творчество Рене — создателя игровых фильмов.

Не разделяя экстремистских взглядов ряда деятелей этого направления, режиссер был солидарен с идеологами «новой волны» в главном: в понимании кино как уникального зеркала реальности, как «правды двадцать четыре раза в секунду».
Принципиальное своеобразие творчества Алена Рене определялось глубиной философского видения действительности, роднившей работы Рене с поисками литературного авангарда Франции этой поры: прозой Сартра и Камю, экзистенциальными этюдами Дюрас и де Бовуар и др.

Основным содержанием фильмов режиссера на протяжении всего его пути неизменно остается человеческое сознание, сложность, противоречивость, парадоксальность его природы, причудливые механизмы памяти. Его герои — плоть от плоти своего трагического времени, будь то француженка из послевоенного Невера и японец, чудом избежавший ядерной бомбардировки Хиросимы — в дебюте режиссера на ниве игрового кино «Хиросима, моя любовь» (1959, премия ФИПРЕССИ на МКФ в Канне), мужчина и женщина из аристократического круга, год назад якобы встретившиеся на некоем курорте в Мариенбаде — в его следующей ленте «В прошлом году в Мариенбаде» (1961, Гран-при МКФ в Венеции), стареющая женщина из Булони и молодой француз, терзаемый призраками кровавых злодеяний колониальных войск в Алжире («Мюриэль, или Время возвращения», 1963; премия критики МКФ в Венеции, 1963), испанский подпольщик, день за днем продолжающий рисковать жизнью в борьбе с франкистским режимом по заданиям коммунистического центра в эмиграции («Война окончена», 1966; премия ФИПРЕССИ МКФ в Канне).

В последующих фильмах отягощающее существование персонажей неизбывное бремя совести будет приводить их на грань небытия, а сами ленты — превращаться в разновидность несколько рассудочной игры со временем («Люблю тебя, люблю», 1968; «Провидение», 1977; премия «Сезар»). Однако, озабоченность художника проблемами добра и зла, войны и мира, нравственности и аморализма остается внутренне присущим ему знаком («Мой американский дядюшка», 1980, премия ФИПРЕССИ и специальный приз МКФ в Канне; «Жизнь — роман», 1983; «Любить до смерти», 1984).

К несомненным заслугам режиссера можно отнести мастерскую «театрализацию» экранных форм («Мело», 1986, по пьесе А. Бернштейна), а также изящные иронические этюды о нравах своих соотечественников и современных американцев в фильмах «Я хочу домой» (1989) и «Курить/Не курить» (1993).

Последний фильм мастера — веселый водевиль»Только не в губы», заполненный чудесными номерами настоящего французского шансона. Когда в этой картине появляется откровенно театральный салон середины 20-х годов и разыгрывается легкомысленный, кокетливо-путаный светский сюжет среди дам в бальных платьях и господ в черных фраках, надо знать, с чего все начиналось.

Источник: Николай Пальцев, http://www.megakm.ru/cinema/encyclop.asp?TopicNumber=13378

Эмманюэль Рива (наст. имя Paulette Germaine Riva) род. 24. февраля 1927 г. в Шенимниле (Франция). «Хиросима» — это ее второе появление на экране и первая крупная роль. «Она стала настоящим потрясением для целого поколения зрителей, — отмечено в «Словаре французского кино». — Доминантой роли стал ее голос, более чем лицо или манера внутреннего переживания. Есть такие слова, которые может произнести только она и никто другой, их просто нельзя себе представить вне ее голоса: «Ты меня убиваешь и этим приносишь мне облегчение» или «Зачем отрицать очевидную необходимость памяти…». Скорбный голос Эмманюэль подчинил текст Дюрас, вырвав его из временных оков, и перевел в плоскость неповторимого, единственного в своем роде речитатива. Благодаря ей звуковое кино расширило свой диапазон». Как жаль, что сей аспект фильма для нас непостижим, но замолчать его также было бы неправильным. В последующем Рива либо пыталась повторить свою «звездную» роль, либо ее работа оказывалась слишком обыденной, хотя снималась она немало и, возможно, еще не закончила карьеру. Достаточно вспомнить: «Глаза, рот», «Три цвета: синий», «Тень сомнения», «XXL», «Красота «Венеры», «Это — жизнь» (2001 г.).

http://www.horosheekino.ru/hiroshima_mon_amour.htm



Наверх ↑ Избранные статьи редакции