Другое кино poster_western

Published on Ноябрь 30th, 2012 | by admin

0

ВЕСТЕРН 4.33 / WESTERN 4.33

Нидерланды-ЮАР-Япония, 2001, 33 мин.

Постер фильма "ВЕСТЕРН 4.33 / WESTERN 4.33"автор сценария и режиссер
АРЬЯН КАГАНОФ (ЯН КЕРКХОФ)

оператор
ВИРО ФЕЛИКС

музыка:
ВИРДЖИНС
САН РА
ДЖОН КЕЙДЖ
МЭЙСИ ГРЕЙ
АЛЕК ЭМПАЙР

ССЫЛКИ
личный сайт Яна Керкхофа (Арьяна Каганофа)
блог Яна Керкхофа (Арьяна Каганофа)
новый кинопроект Яна Керкхофа (Арьяна Каганофа)

НАГРАДЫ И ФЕСТИВАЛИ

Участник программы «Форум» Международного кинофестиваля в Берлине, 2004 г.

12-й фестиваль африканского кино, Милан, Италия: приз за лучший видеофильм, сделанный в Африке.

1-й кинофестиваль Африки в Реюньоне (Франция): приз за лучший документальный фильм.

Кадр из фильма "ВЕСТЕРН 4.33 / WESTERN 4.33"

Не смущайтесь, когда в титрах увидите, что режиссера зовут Арьян Каганофф. Это Ян Керкхоф, вернувшись на родину в Южную Африку, встретился со своим настоящим отцом и взял его имя и фамилию, чем в конец запутал своих немногочисленных последователей. Не смущайтесь от слова «Вестерн» в названии: известно, что суть вестернов — не перестрелка на главной улице, а невозможность жизни человека в пустыне. Режиссер подходит ко всем знакомому жанру с неожиданной стороны. «Вестерн — самый кинематографичный жанр кино. До кино этого направления не было ни в театре, ни в литературе, то есть вестерн ближе всего подходит к самой сущности кинематографа. Мне он всегда нравился, а во время учебы в академии кино, я понял его суть. Он есть ни что иное как пропагандистская машина для оправдания геноцида». Название фильма отсылает также к знаменитому произведению Джона Кейджа «4.33″, в котором пианист сидит за роялем в полной тишине ровно 4 минут 33 секунды. Две последние, медитативные, части фильма длятся ровно по 4 минуты 33 секунды.

«Вестерн 4.33″ — это медитация на тему насилия и концентрационных лагерей в Южной Африке, снятая в канонах таких кино-экспериментаторов, как Годфри Реджио или Майя Дёрен. Из бессвязных образов — пустынных дорог с уродливыми растениями на обочине, сараев, огражденных колючей проволокой, крупных планов африканца в шапке Fila, из разнородной музыки — от Шумана до серфа, Мэйси Грэй и Алека Эмпайра, Каганоф создает политический и поэтичный коллаж о призраках прошлого, не покидающих странное место на стыке пустыни и океана, намибийский город Лудериц, где в начале ХХ столетия тысячи африканцев сгинули в немецких концлагерях.

Кадр из фильма "ВЕСТЕРН 4.33 / WESTERN 4.33"

Кадр из фильма "ВЕСТЕРН 4.33 / WESTERN 4.33"

Кадр из фильма "ВЕСТЕРН 4.33 / WESTERN 4.33"

Кадр из фильма "ВЕСТЕРН 4.33 / WESTERN 4.33"

 

 

О РЕЖИССЕРЕ

ЯН КЕРКХОФВ сытой и благоустроенной Голландии бушует невиданной силы трансгрессия, не пойми откуда взявшаяся. Вернее, откуда она взялась, как раз известно — Керкхофа считают своим и в Южной Африке, откуда он бежал в 19 лет от призыва в армию. Керкхоф, противник апартеида, не понаслышке знает об уродстве и несовершенстве окружающего нас мира и в своих сугубо андерграундных фильмах дает свое видение ситуации. Зачастую он взаимодействует с самыми актуальными фигурами — нойз-музыкантом Масами Акитой, известного как Merzbow, самоистязателя Роном Атеем, концептуалистом Мэттью Барни, в его фильмах можно услышать голос его друга Бликсы Баргельда и увидеть застреленного в прошлом году религиозными фанатиками голландского режиссера Тео Ван Гога. Любой из фильмов Керхофа — это «крик разума, истощенный собственным бунтарством», тут лучше Камю не выразиться.

Для того чтобы лаконично объяснить кто такой Ян Керкхоф, необходимо несколько ключевых слов.

 

Провокация. Секс. Безумие. Годар. Страсть. Ненависть. Свобода.

Свобода в творчестве поэта и гражданина Керкхофа абсолютна, она и в выборе тем (в студенческой короткометражке Керкхоф превращает распятие в садомазохистскую игру, в «Шабондамской элегии» не чурается жесткого порно, коллаж «Вестерна 4.33″, создаваемый из музыкальных фрагментов и цитат из Маргерит Дюрас, посвящает геноциду начала ХХ века), и в эстетике: его формальные эксперименты стирают грань между игровым, документальным кино и видеоартом. Да, есть еще одно важное для Керкхофа слово — правда. В его фильмах неподдельны не только кровь и сперма. Фраза из фильма Годара «Маленький солдат» о том, что кино — это правда 24 кадра в секунду, как раз про Керкхофа, хотя большинство его фильмв, полнометражных и короткометражных, снято в цифровом формате с использованием всего спектра технических эффектов, которые в нем возможны: стробоскопический эффект, двойная экспозиция, пикселизация и др. Впервые в мире Керкхоф перевел снятый в цифровом формате фильм на 35-миллиметровую пленку.

До конца 90-х назвать самого бесстрашного, провокационного и талантливого голландского режиссера не составляло труда — Ян Керкхоф, конечно. Сейчас так легко не ответишь — вовсе не потому что автор «Ко всем чертям!» и «Шабондамской элегии» перестал снимать. Нет, с ним все в порядке, он по-прежнему делит жизнь между родной Южной Африкой и Нидерландами, его предпоследний фильм «Похороны» (мировая премьера которого состоялась в Москве в 2005 году), как и фильмы 90-х, бесконечно смел, вызывающ и талантлив. Но дело в том, что Яна Керкхофа официально больше нет. Теперь его зовут Арьян Каганоф — любитель эксцентрики и на экране, и в жизни переименовал себя в честь биологического отца, встреченного, когда режиссеру было уже 35. Поэтому в сегодняшней ретроспективе встречаются два режиссера, живущие в одном человеческом теле.

Арьян Каганоф исповедует искусство без границ, в эти дни он представляет выставку своих картин в южноафриканском Дурбане и заканчивает роман «Убийца». Показ своих (и Керкхофа, конечно, тоже) фильмов в России Каганоф воспринял с большим энтузиазмом. В обращении к своим русским зрителям он объяснился в любви к своему любимому русскому режиссеру.

 

«Все русское кино сконцентрировано для меня в тех немногих работах, что оставила Лариса Шепитько. Их экстраординарный гуманизм, что так или иначе смягчает тревожную пульсацию горечи и грусти, разлитых в фильмах Шепитько. Их живописная чувственность, происходящая из близости к природе, ощутимой даже в городских эпизодах. Классицизм монтажа, всегда следующего законам музыки. И, что важнее всего, присутствие божественного духа, без которого любые наши кинематографические усилия оборачиваются тщетой. По правде говоря, мои работы выглядят жалкими в сравнении с ее. Я польщен тем, что вы показываете мои фильмы, но ее картины лучше, много лучше. Она умерла в 41 год, столько же мне сейчас. Если вы покажете ее безусловный шедевр «Восхождение» вместо моих картин, я буду счастлив». /

Арьян Каганоф

Не вместо, но вместе! Сразу же после фестиваля голландского кино, в субботу 15 апреля, Ижевский киноклуб показывает фильм Ларисы Шепитько «Восхождение».

АРЬЯН КАГАНОФ (ЯН КЕРКХОФ)дорогие друзья кино
срочно
пока оно не умерло
смотрите мои фильмы
они медленно
очень медленно движутся в направлении…
я еще не знаю, куда

возможно, вам это откроется
сообщите свой вердикт
www.kaganof.com

Обращение режиссера к зрителям его ретроспективы
в Ижевском киноклубе, 27 марта 2006 года

 

 http://www.horosheekino.ru/WESTERN_4_33.htm



Наверх ↑ Избранные статьи редакции