Другое кино shabondam1

Published on Декабрь 4th, 2012 | by admin

0

ШАБОНДАМСКАЯ ЭЛЕГИЯ / SHABONDAMA ELEGY

Нидерланды-Япония, 1999, 85 мин., цв.

Постер фильма "ШАБОНДАМСКАЯ ЭЛЕГИЯ / SHABONDAMA ELEGY"автор сценария, режиссер, монтажер
ЯН КЕРКХОФ

музыка
ЙОШИХИДЕ ОМОТО

 

ССЫЛКИ:
Официальный сайт
 фильма

НАГРАДЫ:
Национальный нидерландский кинофестиваль, Утрехт, Голландия, 1999: специальный приз жюри.

 

 

 

Голландский парень скрывается от полиции и якудзы. Японская девушка дает ему убежище, любовь, сигареты и шоколад. История их отношений друг с другом и внешним миром снята так, будто не существует не только наработанных за столетие кино повествовательных законов, но и сформированной за четверть века системы приемов больших и малых форм видео. Керкхоф укрупняет до распадения на составные элементы многочисленные эстетики и псевдоэстетики — film noir, любовной драмы, бессюжетного порно, кислотного видеоавангарда. При этом раздробленную мозаику режиссер сознательно не выстраивает в метаэстетику. Он не щадит своих зрителей, попутно создавая на экране мрачный и негуманный образ японской столицы — города, пропитанного насилием и безжалостного к наркоманам и изгоям. Красивый бэд-трип для тех, кто думает, что не боится.

Чтобы понять, как это выглядит, можно вспомнить «Падших ангелов» Вонга Кар-Вая. Только у Керкхофа меньше мочиловки и гораздо, гораздо больше секса. Главное же различие — в отношении к кичу, привкус которого практически неизбежен в постмодернистском кинематографе. В «Шабондамской элегии» кич подвергнут эстетической деструктивности. Это определяет парадоксальный, почти невозможный эмоциональный результат, ощущение подлинного драматизма, которое кажется несопоставимым с объективным качеством увиденного. Что наводит на серьезные размышления о будущем кино как визуального искусства. Очевидно, Керкхоф дерзнул выйти на территорию, с существованием которой кинематографу придется примириться. Хотя бы в целях выживания.

На «Арсенале» 94-го года голландский режиссер, продемонстрировавший сексуальную одержимость как не требующую оправданий тему, стал одним из героев. Тогда «Птичку Моцарта» восприняли как слишком откровенный фильм, главным в скандальности которого была серьезная сосредоточенность на вопросах секса, пусть и большей частью косвенная. В агрессивном использовании порно, которое Керкхоф предпринял в «Шабондамской элегии», меньше эпатажности, чем в интеллектуальных постельных медитациях «Птички Моцарта». Больше безоглядной экспериментальности. Что свидетельствует о творческом взрослении кинематографиста, для которого шаг в неизведанное оказывается важнее темы.

Кадр из фильма "ШАБОНДАМСКАЯ ЭЛЕГИЯ / SHABONDAMA ELEGY"Порнографическая романтика, практически не имеющая права на существование по законам большого кинематографа. «Шабондамскую элегию» сравнивают с Годаром, но в фильмах Годара никогда японские проститутки не брали в рот на фоне нацистского флага, выряженные в гестаповскую форму. Королева японского порно Маи Хонисо и голландец Том Хоффман, позже сыгравший одного из гангстеров в «Догвилле» [2002] фон Триера здесь как бы повторяют судьбы героев Бельмондо и Дельфин Сейриг из «На последнем дыхании», но это далеко не все. Зрители, в возмущении сбегавшие пачками с этого фильма семь лет назад на московском фестивале «Лики любви», могут возразить, но истинный смысл этого цифрового порно-шедевра приходит со второго просмотра. Керкхоф расщепляет на пиксели не трагическую любовь японской проститутки и залетного гангстера, а кинематографические коды и экранированную реальность — в этом его схожесть с Годаром. Однако Керкхоф, заручившийся поддержкой продюсера «розовых фильмов» Судзуки Акихиро, куда более ушлый. Все-таки ближе Керкхофу американские безумцы вроде Ричарда Керна, чей фильм под названием «Fingered» [1986] внимательно изучает Кейко. В то же время «Шабондамская элегия» своей мягкотелостью в сравнении с мощной в своей аутентичности трансгрессии Америки или Востока ставит себя в назидание всем европейцам. Маргинальность Голландии не к лицу.

По материалам Ильи Миллера

Постер фильма "ШАБОНДАМСКАЯ ЭЛЕГИЯ / SHABONDAMA ELEGY"

В сытой и благоустроенной Голландии бушует невиданной силы трансгрессия, не пойми откуда взявшаяся. Вернее, откуда она взялась, как раз известно — Керкхофа считают своим и в Южной Африке, откуда он бежал в 19 лет от призыва в армию. Керкхоф, противник апартеида, не понаслышке знает об уродстве и несовершенстве окружающего нас мира и в своих сугубо андерграундных фильмах дает свое видение ситуации. Зачастую он взаимодействует с самыми актуальными фигурами — нойз-музыкантом Масами Акитой, известного как Merzbow, самоистязателя Роном Атеем, концептуалистом Мэттью Барни, в его фильмах можно услышать голос его друга Бликсы Баргельда и увидеть застреленного в прошлом году религиозными фанатиками голландского режиссера Тео Ван Гога. Любой из фильмов Керхофа — это «крик разума, истощенный собственным бунтарством», тут лучше Камю не выразиться.

Для того чтобы лаконично объяснить кто такой Ян Керкхоф, необходимо несколько ключевых слов.

Кадр из фильма "ШАБОНДАМСКАЯ ЭЛЕГИЯ / SHABONDAMA ELEGY"

Провокация. Секс. Безумие. Годар.
Страсть. Ненависть. Свобода.

ЯН КЕРКХОФСвобода в творчестве поэта и гражданина Керкхофа абсолютна, она и в выборе тем (в студенческой короткометражке Керкхоф превращает распятие в садомазохистскую игру, в «Шабондамской элегии» не чурается жесткого порно, коллаж «Вестерна 4.33«, создаваемый из музыкальных фрагментов и цитат из Маргерит Дюрас, посвящает геноциду начала ХХ века), и в эстетике: его формальные эксперименты стирают грань между игровым, документальным кино и видеоартом. Да, есть еще одно важное для Керкхофа слово — правда. В его фильмах неподдельны не только кровь и сперма. Фраза из фильма Годара «Маленький солдат» о том, что кино — это правда 24 кадра в секунду, как раз про Керкхофа, хотя он-то нередко снимает на 8-мм «цифру» со скоростью 25 кадров в секунду.

До конца 90-х назвать самого бесстрашного, провокационного и талантливого голландского режиссера не составляло труда — Ян Керкхоф, конечно. Сейчас так легко не ответишь — вовсе не потому что автор «Ко всем чертям!» и «Шабондамской элегии» перестал снимать. Нет, с ним все в порядке, он по-прежнему делит жизнь между родной Южной Африкой и Нидерландами, его предпоследний фильм «Похороны» (мировая премьера которого состоялась в Москве в 2005 году), как и фильмы 90-х, бесконечно смел, вызывающ и талантлив. Но дело в том, что Яна Керкхофа официально больше нет. Теперь его зовут Арьян Каганоф — любитель эксцентрики и на экране, и в жизни переименовал себя в честь биологического отца, встреченного, когда режиссеру было уже 35. Поэтому в сегодняшней ретроспективе встречаются два режиссера, живущие в одном человеческом теле.

Арьян Каганоф исповедует искусство без границ, в эти дни он представляет выставку своих картин в южноафриканском Дурбане и заканчивает роман «Убийца». Показ своих (и Керкхофа, конечно, тоже) фильмов в России Каганоф воспринял с большим энтузиазмом. В обращении к своим русским зрителям он объяснился в любви к своему любимому русскому режиссеру.

«Все русское кино сконцентрировано для меня в тех немногих работах, что оставила Лариса Шепитько. Их экстраординарный гуманизм, что так или иначе смягчает тревожную пульсацию горечи и грусти, разлитых в фильмах Шепитько. Их живописная чувственность, происходящая из близости к природе, ощутимой даже в городских эпизодах. Классицизм монтажа, всегда следующего законам музыки. И, что важнее всего, присутствие божественного духа, без которого любые наши кинематографические усилия оборачиваются тщетой. По правде говоря, мои работы выглядят жалкими в сравнении с ее. Я польщен тем, что вы показываете мои фильмы, но ее картины лучше, много лучше. Она умерла в 41 год, столько же мне сейчас. Если вы покажете ее безусловный шедевр «Восхождение» вместо моих картин, я буду счастлив». / Арьян Каганоф

Не вместо, но вместе! Сразу же после фестиваля голландского кино, в субботу 15 апреля, Ижевский киноклуб показывает фильм Ларисы Шепитько «Восхождение».

АРЬЯН КАГАНОФ (ЯН КЕРКХОФ)дорогие друзья кино
срочно
пока оно не умерло
смотрите мои фильмы
они медленно
очень медленно движутся в направлении…
я еще не знаю, куда

возможно, вам это откроется
сообщите свой вердикт
www.kaganof.com

Обращение режиссера к зрителям его ретроспективы
в Ижевском киноклубе, 27 марта 2006 года

http://www.horosheekino.ru/SHABONDAMA_ELEGY.htm



Наверх ↑ Избранные статьи редакции