Другое кино poster_rogopag

Published on Декабрь 4th, 2012 | by admin

0

РОГОПАГ / ROGOPAG

Италия-Франция, 1962 г., 122 мин.

Режиссеры: Роберто Росселини, Жан-Люк Годар, Пьер Паоло Пазолини, Уго Грегоретти.
В ролях: Уго Тоньяцци, Лиза Гастони, Розанна Скьяфино, Орсон Уэллс и др.

О Пьере Паоло Пазолини
О Роберто Росселлини
О Жане-Люке Годаре

 

В 50-60-х в европейское кино пришла мода дробить фильм на новеллы. Неважно — один ли автор снимал их все, или разные. Главное, чтобы внутри ленты имелось несколько сюжетов. «РоГоПаГ», пожалуй, самый знаменитый продукт этого течения. Диковинное его название складывается из первых букв режиссерских фамилий, чьи короткие истории и вошли в фильм: Росселлини, Годар, Пазолини, Грегоретти. Второе название картины: «Давайте очистимся».

Как сообщает начальный титр, перед нами — «четыре истории четырех авторов, весело повествующих о причинах конца света». У каждой истории свой, узнаваемый почерк, и каждой предшествует небольшой эпиграф-комментарий.

В 50-60-х в европейское кино пришла мода дробить фильм на новеллы. Неважно — один ли автор снимал их все, или разные. Главное, чтобы внутри ленты имелось несколько сюжетов. «РоГоПаГ», пожалуй, самый знаменитый продукт этого течения. Диковинное его название складывается из первых букв режиссерских фамилий, чьи короткие истории и вошли в фильм: Росселлини, Годар, Пазолини, Грегоретти. Второе название картины: «Давайте очистимся».

Как сообщает начальный титр, перед нами — «четыре истории четырех авторов, весело повествующих о причинах конца света». У каждой истории свой, узнаваемый почерк, и каждой предшествует небольшой эпиграф-комментарий.

Роберто Росселлини«Целомудрие», реж. Роберто Росселлини. Эта черно-белая история рассказывает о стюардессе, к которой пристает назойливый, подвыпивший американец с маниакально-психопатическими наклонностями. Патриарх итальянского неореализма, Росселлини, предстает здесь в неожиданном амплуа — веселым и философичным.

«Вольный цыпленок», реж. Уго Грегоретти. Едкая сатира на мир торговли на примере жизни супружеской пары. Профессор-дегенерат победно читает лекцию о торжестве потребительской идеологии, а в это время образцовое буржуазное семейство, с промытыми телевидением мозгами, неуклонно приближается к преждевременной смерти.

«Новый мир», реж. Жан Люк Годар. Знаменитый французский режиссер-авангардист снял черно-белую историю любви молодой пары в мире, мутировавшем после ядерной войны.

 

«Овечий сыр», реж. Пьер Паоло Пазолини. Лучшая новелла фильма, и одна из лучших работ скандального кинопровокатора, а по совместительству — поэта, теоретика кино, драматурга и литератора. Съемки религиозного фильма о последних минутах Христа. На роль бандита, распятого одесную Спасителя, нанимают простого деревенского мужика. У него большая семья, куча нахлебников, а сам он постоянно хочет есть. Наконец, путем мелких прегрешений и крупных унижений у него появляется возможность наесться, что называется, до отвала. А тут приезд почетных гостей и образцово-показательная съемка. Объевшийся персонаж мучительно умирает на солнцепеке, на кресте, продолжая, впрочем, репетировать: «Когда попадешь в Царство Небесное, напомни обо мне Отцу Своему». Режиссера на съемочной площадке, цитирующего в кадре книгу самого Пазолини и разглагольствующем о марксизме, играет великий уже в то время Орсон Уэллс.

Пазолини, в этом фильме восстановивший в правах первичные человеческие рефлексы, в частности, голод, утверждая его приоритет перед религиозным чувством, был привлечен к суду за «глумление над государственной религией» и приговорен к четырем месяцам заключения. Это дело стало первым в последующей длинной цепи изощренных обвинений, которые власть фабриковала против режиссера-нонконформиста на протяжении всей его жизни. Повторное рассмотрение этого дела затянулось на 5 лет (все это время «Овечий сыр» и остальные новеллы фильма были изъяты из проката); в итоге Пазолини был оправдан, но в связи с процессом был вынужден прервать подготовку к съемкам «африканского» фильма «Отец-дикарь», который так и не был создан.

В этом коротком киносюжете Пазолини впервые обращается к религиозной теме, и обращение это пронизано едкой иронией художника. Отношения режиссера с религией, впрочем, непросты. Сам Пазолини считал себя атеистом, ощущавшим на своих плечах 20 веков христианства. В то же время именно Христос, наряду с Марксом и Фрейдом, являются, как утверждают многие критики, персонами, оказавшими наибольшее влияние на опального мэтра итальянского кино. Уже на следующий год после «Овечьего сыра» Пазолини снимет «Евангелие от Матфея».

Новаторство Пьера Паоло Пазолини состоит не только в открытых им кинематографических возможностях — сложном визуальном ряде, отказе от штампованности кинематографических образов, лиц, языка, особенностях монтажа и крупных планов. Критики причисляют кинематограф Пазолини к так называемому течению веризма, которое буквально переводится как «подлинность», граничащим с натурализмом. Однако Пазолини не просто беспристрастно изображает все стороны человеческого бытия, включая и плотскую, он показывает скрытую эстетику низменных страстей и чувств, красоту уродства социальных низов. Его фильмы — это не только вызов общественной морали, это противостояние коммерческому кинематографу, фабрике грез, романтизации чувств и страстей. Пазолини ненавидел кукольный кинематограф Голливуда, безупречно-схоластический и не имеющий ничего общего с действительностью. Пазолини пытался доказать, что подлинность и достоверность не враждуют с художественностью, наоборот, истинно художественный кинематограф всегда достоверен и реалистичен.

Сам Пазолини погиб от удара прутом в руке 17-летнего бродяги. На смену творцам с ликами Джотто пришли постановщики спецэффектов.

кадр из фильма

кадр из фильма

http://www.horosheekino.ru/rogopag.htm



Наверх ↑ Избранные статьи редакции