Другое кино orlando_13

Published on Декабрь 3rd, 2012 | by admin

0

ОРЛАНДО / ORLANDO

Великобритания-СССР-Нидерланды-Франция-Италия, 1992, 90 мин., цветной, закадровый перевод

По одноименному роману Вирджинии Вульф

Постер фильма "ОРЛАНДО / ORLANDO"автор сценария и
режиссер
САЛЛИ ПОТТЕР

оператор
АЛЕКСЕЙ РОДИОНОВ

музыка:
САЛЛИ ПОТТЕР
ДЕВИД БЕДФОРД
ФРЕД ФРИЗ
ДЕВИД МОУШН

художники:
БЕН ВАН ОС
ЯН РОЛЬФС

хдожники по костюмам:
СЭНДИ ПАУЭЛЛ
ДИЕН ВАН СТРААЛЕН

в ролях:
ТИЛЬДА СУИНТОН
КВЕНТИН КРИСП
ДЖИММИ СОММЕРВИЛЬ
БИЛЛИ ЗЕЙН

и др.

ПРИЗЫ И НАГРАДЫ:

Приз католического жюри Венецианского кинофестиваля, Италия, 1992.
Приз Европейской киноакадемии самому перспективному молодому режиссеру (Салли Поттер) и номинация «Лучшая актриса» (Тильда Суинтон), Берлин, Германия, 1992.
Гран При «Золотой Александр» и приз ФИПРЕССИ Международного кинофестиваля в Салониках, Греция, 1992.
Главный приз Международного каталонского кинофестиваля в Ситжесе, Испания, 1993.
Приз «Золотая космическая игла» за лучшую женскую роль (Тильда Суинтон) Международного кинофестиваля в Сиэтле, США, 1993.
Приз газеты Evening Standart за лучшие художественные достижения в Британском кино в кино художнику по костюмам Сэнди Пауэллу, 1994
Награда британской киноакадемии за лучший грим и номинация на лучшую работу художника по костюмам, Лондон, Великобритания, 1994.
Номинации на «Оскар»: за лучшую работу художника-постановищика и художника по костюмам, 1994
Номинация на премию независимых американских кинематографистов Independent Spirit, Калифорния, США, 1994.
Номинация сообщества правозащитного кино в категории «права человека», Калифорния, США, 1994

 

Кадр из  фильма "ОРЛАНДО / ORLANDO"

ССЫЛКИ:

Об актрисе Тильде Суинтон
Интервью Кирилла Разлогова с Тильдой Суинтон

Этот фильм, обласканный многочисленными наградами и номинациями, по праву вошел в историю мирового киноискусства. С одной стороны, стопроцентно английская картина, ироничный взгляд на британскую историю, «загадочную британскую душу» и британский «порядок вещей», но, с другой, явление универсального, общечеловеческого плана. Это отнюдь не интеллектуальное кино, не философское или гендерное исследование, как может кое-кому показаться. Скорее, легкая изящная виньетка на густом холсте мировой культуры.

Проект уникален еще и тем, что собрал блестящую международную команду профессионалов авторского кинематографа, и имена, занятые в картине, вызывают уважение и восхищение.

Гениальный русский оператор Алексей Родионов снял лучшие работы лучших отечественных режиссеров: «Прощание» и «Или и смотри» Элема Климова, «Среди серых камней» Киры Муратовой, «Жена керосинщика» Александра Кайдановского. Режиссера Салли Поттер настолько вдохновила работа с Родионовым над «Орландо», что она пригласила его на свой новый фильм «Да».

Кадр из  фильма "ОРЛАНДО / ORLANDO"Знаменитые голландские художники Бен ван Ос и Ян Рольфс создавали визуальную эстетику культовых фильмов Питера Гринуэя «Зед и два нуля», «Повар, вор, его жена и ее любовник», «Книги Просперо», «Дитя Макона», «Отсчет утопленников».

Англичанка Сэнди Пауэлл работала художником по костюмам с лидером независимых британских кинематографистов, поэтом, художником, эссеистом, кинорежиссером Дереком Джарменом почти на всех его крупных проектах: «Караваждо», «Ария», «Эдвард 2″, «Все, что осталось от Англии», «Витгенштейн».

Тильда Суинтон — одна из самых необыкновенных британских актрис, с ликом, словно сошедшим с полотен итальянских мастеров, участница самых авангардных и рискованных художественных проектов в театре и кино, муза и друг Дерека Джармена, снимавшего ее почти в каждом своем фильме. 1992 год и фильм «Орладно» стали поворотными в карьере актрисы. Эта картина — пожалуй, самый известный фильм с её участием. Он разделён на семь смысловых частей — Смерть, Любовь, Поэзия, Политика, Общество, Секс и Рождение, — и охватывает период в 350 лет. Первую половину этого срока Орландо проживает мужчиной, а вторую — женщиной.

Кадр из  фильма "ОРЛАНДО / ORLANDO"Первая часть и история Орландо начинаются в эпоху дряхлеющей королевы Елизаветы I, которая благоволит юноше и делает его своим фаворитом. На смертном одре она жалует ему замок и значительное состояние, а взамен ставит лишь одно условие: не увядать, оставаться вечно молодым. Вторая часть описывает историю первого сильного чувства Орландо — любви к дочери русского посла, с которой он познакомился, катаясь на коньках по скованной льдом Темзе во время Великих морозов 1607 года. Следующая часть рассказывает о новом увлечении Орландо- поэзии, — он выписывает из Лондона известного поэта, чтобы побеседовать с ним об искусстве, но встреча приносит лишь разочарование.

Расставшись с очередными иллюзиями, Орландо отправляется с посольством в Константинополь — так начинается четвёртая часть фильма. Он делает политическую карьеру, но, однажды заснув, просыпается человеком иного пола. Теперь женщина, Орландо возвращается в Англию, где за время её отсутствия наступила эпоха Просвещения. Она входит в высшее общество, посещает салоны, но что такое салоны для вечно юного мятущегося сердца! Покончив с обществом, Орландо вступает в романтический XIX век, знакомится с благородным путешественником Шелмердином, влюбляется в него и открывает для себя секс. Уже в XX веке Орландо становится матерью и вновь возвращается в свой фамильный замок — и это становится финалом картины.

«Орландо» — блестящий скетч на тему метаморфоз пола. По словам Тильды Суинтон, этот роман Вирджинии Вульф сильно повлиял на ее становление и как личности и как актрисы, а мечта сыграть эту роль, жила с ней с того самого времени, как Тильда впервые открыла роман. Ее игра в «Орландо» — ошеломляющая, одинаково убедительная как в облике женщины, так и мужчины — получила восторженные отзывы критиков. Необычная тематика фильма определила и необычный актерский состав и персонажей. Так, роль престарелой «королевы-девственницы» Елизаветы исполнил не менее престарелый, но скандально известный британский актер, одна из икон британского гей-движения Квентин Крисп. В фильме так же появляется обладатель редкого высокого голоса контртенор Джимми Соммервиль, в финале воспаряющий ангелом над кроной вечного как сама Британия дуба.

Андрей Смирнов, Ижевский киноклуб

 

Кадр из  фильма "ОРЛАНДО / ORLANDO"

ИНТЕРВЬЮ С ТИЛЬДОЙ СУНИТОН (фрагмент)
Ведет Кирилл Разлогов

Разлогов: В нашей стране наиболее знаменитая ваша роль — это роль Орландо. Но мой вопрос касается не только этого фильма. Скорее я бы хотел поговорить с вами о том образе, который связывается в сознании зрителей с вами начиная с «Орландо». Это взаимопроникновение мужского и женского начала, их интеграция в одном человеке. Как вы пришли к этому? Был какой-то личный опыт или это … дань моде?

Свинтон: Дань моде? (смеется) Я думаю, Кирилл, это глубоко личное и это должно остаться личным, потому что само явление андрогинности, как и интеллектуальное фантазии с ним связанные, как и все мифы, сопровождающие его, всё это действительно очень сильно занимало меня. Мне не хотелось бы сейчас углубляться в психоанализ, но, может быть, тот факт, что я выросла в семье с тремя братьями и без сестёр тоже сыграл здесь свою роль. Ах, Кирилл, я работаю так медленно, я так ленива, я могу исследовать только те области, которые меня действительно интересуют! Но исследование этого конкретного феномена связано не только с моей личной жизнью, хотя я вплотную работала над этим в течение трёх-четырёх проектов.
Для меня, поскольку я бесспорно являюсь женщиной, главный вопрос состоит в том, что значит стать женщиной. Эта проблема для меня как ласточкин хвост… Стать матерью, что это такое? И как женщина себя ощущает в этом мире, став матерью? Как это сочетается в одном человеке? Последнее время эта проблема для меня обрела особый интерес и вызывает любопытство. Во мне всегда был такой медленно развивающийся интерес к этому тождеству, этому сочетанию противоположностей в человеке… в женщине. Вы помните, что «Орландо» — это теоретически фильм о юноше, ставшем женщиной. Но на самом деле это история о женщине, вернее о том, как становятся женщиной. И сам роман Вирджинии Вульф о женщине. Да, о тождестве в самом широком смысле.

Разлогов: В общем, это происходит везде и со всеми…

Свинтон: Да, это трансформация…

Разлогов: Люди не могут находиться в рамках однажды заданного своего «я». Они чувствуют, что существуют другие возможности…

Свинтон: Да, возможности интеграции. Я только что сделала фильм с Лин Хершман. Это очень интересный режиссёр из Сан Франциско. Наш фильм о виртуальных жизнях. Лин серьезно изучает новые технологии. И я в этом её фильме играю эксперта по компьютерам, гения по имени Резета Стоун, которая киберклонировалась три раза, так что теперь у неё четыре «я». Так вот, к чему я об этом говорю, у меня там есть реплика: «Постарайся дружить со всеми виртуальными сторонами своего я». То есть, по сути, эта моя новая роль — опять Орландо.

Беседа состоялась 24 июня 2001 года в пресс-центре ММКФ

Перевод Светланы Куриной

Полный текст интервью

ТИЛЬДА СУИНТОНОБ АКТРИСЕ ТИЛЬДЕ СУИНТОН
Катерина Матильда Свинтон родилась 5 ноября 1961 года в Лондоне, в семье, принадлежащей к шотландской военной аристократии. Детство Тильда провела в родовом замкев Шотландии. Обучалась в закрытой школе для девочек. Окончив школу, работала в культурной миссии в Южной Африке, учительницей — в школах Восточной Африки. В 1983 году получила диплом Кембриджского Университета по двум специальностям — «социально-политические науки» и «английская литература».
Известность Тильда Свинтон обрела, как прима Королевской Шекспировской труппы и знаменитого Театра Тревэрс в Эдинбурге, а ещё, как любимая актриса, муза и друг режиссера Дерека Джармена.
Одной из важнейших тем в творчестве актрисы является андрогинность. С нею связаны её самые знаменитые роли: в постановке пушкинского «Моцарта и Сальери» Свинтон сыграла Моцарта, в спектакле «Человек человеку» по пьесе Манфреда Карге — женщину, которая преображается в своего умершего мужа, в фильме Салли Поттер «Орландо» — Орландо, человека, проживающего жизнь сначала мужчины, а потом женщины.
Талант Тильды востребован и крупными студиями. Она снимается как в независимом кино, так и крупнобюджетных картинах, таких как «Пляж» и «Константин». Одной из последних работ Тильды стала детская сказка «Хроники Нарнии».

САЛЛИ ПОТТЕРО РЕЖИССЕРЕ САЛЛИ ПОТТЕР

Свою первую 8-миллиметровую камеру Салли Поттер получила в 14 лет. Спустя два года она уже была членом Лондонского кооператива кинорежиссеров и поставила несколько короткометражек прежде, чем начать учебу в Лондонской школе современного танца. Эти параллельные интересы — ставить фильмы и танцевать — были направляющей силой ее жизни, достигшей своей кульминации в фильме «Уроки танго», где она впервые выступила в качестве актрисы в своем собственном фильме. В 1970-х годах она объединила силы с Джэком Лэнзли и основала собственную балетную труппу «The Limited Dance Company», при участии которой осуществила постановку и хореографию нескольких фильмов, балетов и пьес. Среди них выделяются спектакли Лондонского театра современного танца «Аида», «Кто такая Сильвия», «Ураган», «Пища», постановка пьесы «Смерть и дева». Затем она занялась композиторской деятельностью — писала музыку для ряда оркестров и джазовых коллективов. Совместно с Дэйвидом Моушном она написала музыку к своему фильму «Орландо».

Короткометражка мисс Поттер «Триллер» по мотивам романа Альфреда Мюрже «Сцены из жизни богемы» — прекрасный черно-белый фильм, который был показан на кинофестивалях по всему миру. В 1983 году Салли поставила свою первую полнометражную картину «Золотоискательницы» с Джули Кристи в главной роли. Пышная костюмная драма «Орландо» (1992) с Тилдой Суинтон в главной роли получила высокие оценки по всему миру и остается на данный момент самым известным фильмом мисс Поттер. Сюжет основан на классическом романе Вирджинии Вулф об аристократе времен королевы Елизаветы, который живет четыре столетия и изменяет свой пол. Помимо двух номинаций на «Оскар» «Орландо» получил 25 премий, включая «Феликс» (1993) самому перспективному молодому европейскому кинорежиссеру. Смелый взгляд на проблему двух полов, английскую классовую систему и сексуальность в целом привлек к фильму интерес международной аудитории.

КВЕНТИН КРИСПОБ АКТЕРЕ КВЕНТИНЕ КРИСПЕ

Стремление выглядеть изящно свойственно каждому. Но не у каждого хватает мужества стать денди по-настоящему: стильным, последовательно экстравагантным, независимым. Самоотверженно культивировать свою элегантность. На такое решаются только очень богатые (Дэвид Бекхэм, например) либо отпетые (Квентин Крисп). Икона современного дендизма Квентин Крисп (Quentin Crisp, 1908-1999), урожденный Деннис Пратт (Dennis Pratt), был столь экстравагантен, что не попал даже в именной указатель фундаментального сочинения Ольги Вайнштейн. Остроумный, как Фаина Раневская, очень популярный британский писатель, журналист, телевизионный шоумен, актер, гомосексуалист, он в семьдесят с лишним лет, когда все его сверстники уже намертво сидели на насиженном, а его собственная восковая копия украшала музей мадам Тюссо, эмигрировал из Лондона в Нью-Йорк, поселился там в убогой части Бауэри, в нижнем Ист Сайде, стал колумнистом передового гей-журнала «The Christopher Street» и нескольких других изданий, снялся в роли престарелой Елизаветы I в фильме Салли Поттер «Орландо» и в клипе Стинга «Englishman in New York». Стинг вспоминал о Криспе позднее: «Однажды после обеда он рассказал мне, что намеревался получить натурализацию, совершив преступление и таким образом избавившись от опасности быть высланным из страны. «Какого рода преступление?» — спросил я тревожно. «О, что-нибудь гламурное, ненасильственное, с чувством стиля, — ответил он. — Преступления так редко гламурны в наши дни»".

 

Кадр из  фильма "ОРЛАНДО / ORLANDO"

Кадр из  фильма "ОРЛАНДО / ORLANDO"

Кадр из  фильма "ОРЛАНДО / ORLANDO"

Кадр из  фильма "ОРЛАНДО / ORLANDO"

http://www.horosheekino.ru/ORLANDO.htm



Наверх ↑ Избранные статьи редакции