Другое кино DSC_0033

Published on Декабрь 3rd, 2012 | by admin

0

НА КРАЮ РАЯ AUF DER ANDEREN SEITE

Германия, 2007,122 мин.., на немецком, турецком и английском языках, перевод субтитрами

Постер фильма "НА КРАЮ РАЯ"

автор сценария
режиссер
сопродюсер
ФАТИХ АКИН
оператор
РАЙНЕР КЛАУСМАНН
музыка
ШАНТЕЛЬ
в ролях:
ПАТРИСИЯ ЦИОЛКОВСКА
ХАННА ШИГУЛА
БАКИ ДАВРАК
НУРГУЛ ЕСИНКАЙ
 и др.

 

ССЫЛКИ

Официальный сайт фильма (на немецком и английском языках)

 

НОМИНАЦИИ И НАГРАДЫ

Каннский международный кинофестиваль, Франция, 2007: приз за лучший сценарий
Призы Европейской киноакадемия, 2007: лучший сценарий, номинациив категориях «лучший фильм», лучший режиссер».
Национальная кинопремия Германии, 2008: лучший фильм, лучший сценарий, режиссуру, монтаж; номинация в категории «лучшая актриса второго плана» (Ханна Шигула).
Премия Баварской киноакадемии, Германия, 2008: лучшая режиссура.
Немецкая кинопремпия Film+, Кельн, Германия, 2008: лучший монтаж.
Ассоциация немецких кинокртитиков, Германия, 2008: приз за лучший монтаж.
Международный кинофестиваль «Золотой апельсин», Анталья, Турция, 2007: призы за лучшую режиссуру, монтаж, лучшую актрису второго плана, лучшего актера второго плана, специальный приз жюри Фатиху Акину.
Международный кинофестиваль RiverRun, Северная Каролина, США, 2008: лучший сценарий, лучший фильм, лучшая актриса (Ханна Шигула).
Сообщество кинокритиков Ванкувера, Канада, 2009: награда за лучший иностранный фильм.
Международный кинофестиваль Cinemanila, Манила, Филиппины, 2007: приз Лино Брока режиссеру Фатиху Акину.
Номинация на французскую национальную кинопремию Сезар, 2008: «лучший иностранный фильм».
Номинация на премию сообщества кинокритиков Австралии, 2009: «лучший иностранный фильм».
Номинация на премию Альянса геев и лесбиянок против дискриминации, США, 2009 в категории: «лучший фильм в ограниченном прокате».
Номинация на испанскую национальную кинопремию «Гойя»: лучший европейский фильм.
Международный кинофестиваль в Бангкоке, Тайланд, 2007: номинация в категории»лучший фильм».

 

ФИЛЬМ

Пятый полнометражный игровой фильм Фатиха Акина (его премьера состоялась в конкурсной программе Каннского кинофестиваля) — один из лучших и тончайших шедевров режиссера — собрал огромное количество призов и наград по всему миру. Акин, фильм за фильмом тасуя излюбленные мотивы (возвращение домой, бегство, столкновение культур, мораль против религии) и даже сюжетные повороты (непреднамеренное убийство, переход границы, Стамбул как неизбежный пункт назначения), поднимает планку все выше. В этом фильме он создает сложный, многогранный и хрупкий человеческий мир, в котором у каждого из персонажей своя собственная, подчас – совсем неочевидная судьба, связанная невидимыми нитями с жизнями и судьбами других героев. Клубок из этих разнородных нитей, постепенно раскручиваемый автором, в итоге оборачивается на удивление целостной картиной, в которой нашлось место всему: страданию, прощению, покаянию и смирению.

Нехат — живущий в Бремене и рассказывающий молодым немцам про Гете профессор, молодой турок. У него есть отец — турок пожилой, сильно пьющий, но охочий и до женской красоты. У него есть сожительница , у которой есть дочь, у которой есть возлюбленная, у которой есть мать (потрясающая роль фассбиндеровской звезды Ханны Шигуллы). Кто-то из них сядет в тюрьму, кто-то сменит работу, кто-то умрет, а кто-то найдет новую жизнь. Почти все рано или поздно окажутся в солнечном Стамбуле.

Пересказывать сюжеты фильмов немецкого турка Акина — дело на редкость неблагодарное, и вовсе не из-за риска испортить интригу. Напротив, на бумаге его истории — нагромождение ироний, ухмылок и превратностей судьбы, какой она обычно представляется производителям телевизионных «мыльных опер». Случай Акина — особенный: какими бы ни были вписанные им в сценарий повороты, важнее всего видеть, как он с ними работает, дорвавшись до съемочного руля, и как по обе стороны экрана рождается настоящее живое трепетное чувство. Акин — отменный рассказчик , но режиссер он, кажется, и вовсе гениальный. В этом фильме он делает простой, но убийственный ход, в названиях глав фильма возвещая о смерти некоторых персонажей еще до того, как мы с ними толком познакомимся. Вместо того чтобы рассеивать саспенс, эти объявления, однако, усиливают его, вызывая острейшее чувство сопреживания и неизбежности трагедии.

Сложно сказать, что ему удается лучше всего. То ли работа с актерами, будь то Ханна Шигулла, одна из любимиц Фассбиндера, или молодые харизматичные герои. То ли завидная и так свойственная режиссеру достоверность — и это при охапке вроде бы существенных сюжетных линий, на зависть Иньярриту сливающихся в одну, действительно важную. То ли интонация и динамика, с которой раскручивается эта история и растягиваются особенно удачные кадры. То ли тонкое и точное обращение с декоративными на первый взгляд деталями — взять хотя бы камео гроба, без которых этот фильм был бы совсем другим.

Но, по-моему, дороже всего в картинах Акина кое-что еще — то, что даже смерть в них не бывает безнадежной; в них есть боль и отчаяние, но есть и свет, и человеколюбие, и какая-то своя высшая справедливость. Этот режиссер никогда не промышляет дешевыми трюками: не выдавливает слезу и не норовит повозить мордой по грязи. В пику отдельным голливудским визионерам, Акин не ищет легких путей — из раза в раз снимая в принципе одно и то же, он, однако, работает не по схеме, но честно и последовательно соблюдая законы авторского, серьезного, большого кино.

 

РЕЖИССЕР

Фатих Акин родился 25 августа 1973 года в семье турецких иммигрантов. Один из семи районов Гамбурга – многонациональная Альтона, — служил Фатиху местом жизни и местом работы: в этом квартале подбиралась натура для его первых фильмов. Уже в школьные годы он начал писать рассказы и короткие сценарии, а в 16 лет осуществил свой первый видео-проект. Кумиром Акина с юношеских лет был Мартин Скорсезе и свою жизнь он представлял себе только в сфере кино. В 1994 году он поступил в Гамбургскую академию изобразительных искусств на факультет «Визуальные средства коммуникации». Творческая активность Фатиха Акина позволяет задуматься о сравнении нашей системы кинообразования и немецкой, ориентированной на практическую реализацию студента. Через год после начала учебы Акин уже снимает первую короткометражку, которая получает приз зрительских симпатий на Гамбургском международном фестивале короткометражных фильмов. В это же время он начинает сотрудничать с кинокомпанией «Wu»ste Film». Акин пишет сценарии, подрабатывает в качестве актёра. К моменту завершения обучения, у Акина будет две режиссерских короткометражных работы (Сенсин — это ты!, 1995, Сорняк, 1996) и полный метр, по художественному качеству которого можно предположить, что выпускник непременно достигнет успеха. В 1998 году,благодаря просьбе продюсеров самому экранизировать собственный сценарий, выходит его первый полнометражный фильм «Kurz und schmerzlos» (Быстро и без боли). В фильмах Фатиха Акина на первом плане стоят актеры. В 1999 году он писал: “Сценарий это лишь скелет, вот актеры — это мышцы, сердце, душа“ (интернет-портал Blickpunkt Film). В своих фильмах режиссер предстает в качестве рассказчика, который полагается на свою интуицию и опыт. Родина и чужаки, интеграция и жизнь на грани культур — основополагающие понятия для его творчества. Эти темы, за которые режиссеры не рискуют браться, являются базовыми для европейской социокультурной реальности ХХI века, и Акин не просто гениально ухватил суть глобальных этнических перемен в облике Европы, но с Шекспировсой страстю переплавил их в блистательную драматическую форму, не оставляющую равнодушными зрительские сердца. Сегодня Фатих Акин по праву считается одним из самых известных и талантливых современных немецких режиссеров. Он также снимается в кино в качестве актера, является владельцем продюсерской компании Corazo’n International и выступает в качестве сопродюсера своих фильмов. За свои режиссерские работы Фатих Акин неоднократно был удостоен ряда национальных и международных премий, в том числе Золотого Медведя на кинофестивале Берлинале, а также Золотой Германской кинопремии за лучшую режиссерскую работу. Из международных наград ему принадлежат награда Европейской киноакадемии, приз за лучший сценарий Каннского кинофестиваля, приз зрительских симпатий на Бельгийском и на Мексиканском кинофестивалях. Его фильм «Auf der anderen Seite» (На краю рая) был выдвинут на Оскар 2008 года в номинации за лучший фильм на иностранном языке, в Германии эта лента удостоилась премий в номинациях за лучшую режиссерскую работу и лучший сценарий.

http://www.horosheekino.ru/rai.htm



Наверх ↑ Избранные статьи редакции