Другое кино matchpoint_7

Published on Декабрь 3rd, 2012 | by admin

0

МАТЧ ПОЙНТ / MATCH POINT

Великобритания, США, Люксембург, 2005, 124 мин.

Постер фильма "МАТЧ ПОЙНТ / MATCH POINT"автор сценария и режиссер
ВУДИ АЛЕН

оператор
РЕМИ АДЕФАРАСИН

музыка:
ДЖУЗЕППЕ ВЕРДИ
ЖОРЖ БИЗЕ
ГАЕТАНО ДОНИЦЕТТИ
ДЖОАКИНО РОССИНИ
ЭНДРЮ ЛЛОЙД УЭББЕР
КАРЛОС ГОМЕС

в ролях:
БРАЙАН КОКС
СКАРЛЕТ ЙОХАНСОН
ДЖОНАТАН РИС МАЙЕРС

 

НАГРАДЫ И НОМИНАЦИИ:

Главная национальная испанская кинопремия «Приз Гойя»: за лучший фильм Европы, 2006.

Номинация на «Оскар», США, 2005: лучший киносценарий.

4 номинации на «Золотой глобус», США, 2006: лучший сценарий, лучший фильм, лучший режиссер, лучшая актриса второго плана.

Номинация на премию Ассоциации кинокритиков Чикаго, США, 2005: лучшая актриса второго плана.

Номинация испанского сообщества кинокритиков и киносценаристов, Мадрид, Испания, 2005: лучший иностранный фильм.

Номинация на премию Давида ди Донателло, главную национальную кинопремию Италии, 2006: лучший европейский фильм.

Номинация на премию Эдгара Алана По, США, 2006: лучший сценарий

Номинация на премию интернет-сообщества кинокритиков, США, 2006: лучший оригинальный сценарий.
ССЫЛКИ:

Официальный сайт фильма на англ. яз.
Официальный сайт фильма на нем. яз.

Кадр из фильма "МАТЧ ПОЙНТ / MATCH POINT"

Тот, кто считает, что удача лучше добродетели, видит самую суть жизни. Люди даже не задумываются, какую важную роль в их жизни может сыграть удача. В теннисе бывает момент, когда мяч касается верхнего края сетки и на мгновение застывает в воздухе. Немного удачи, мяч падает к противнику, и ты выиграл. Ну а если нет, то ты проиграл.

из фильма «Матч пойнт»

Кадр из фильма "МАТЧ ПОЙНТ / MATCH POINT"

Первые кадры — теннисный мячик, переваливающийся через сетку, — ключ ко всему фильму, где решающую роль играет случайность: в финале у метафорического мяча еще появится сногсшибательная визуальная рифма. Это так не похоже на Аллена, но тут многое на него не похоже: готовясь к 70-летнему юбилею, режиссер, похоже, искупался в кипящем молоке. Дело не в том, что Аллен впервые в жизни снял фильм целиком в Англии и почти исключительно с английскими актерами (не считая Йоханссон, конечно). И не в том, что впервые с конца 80-х герои Аллена не рассуждают о Бергмане и Достоевском, а проживают их. И даже не в том, что на два часа экранного времени приходится, кажется, одна-единственная шутка (правда, очень смешная). Главное, что, сменив декорации и интонации, Аллен, последние лет пятнадцать неумолимо приближавшийся к точке, после которой молодые наглецы начнут снисходительно (и, что самое ужасное, не без оснований) похлопывать по плечу, вдруг взял и показал всем кузькину мать, спроворил свежую, смелую, энергичную постановку без единого признака творческого угасания. Ну правда — это как если бы какой-нибудь теннисный пенсионер проснулся утром, размялся в парке, а потом пошел бы и выиграл Уимблдон.

В связи с криминальным сюжетом, спрятанным в «Матч-пойнте», многие неизбежно вспоминают «Преступление и наказание», а приключения ловкого парвеню в среде английского высшего класса перекликаются с целым пластом соответствующей литературы, но Аллен слишком умен и хитер, чтобы оловянным солдатиком тихо встраиваться в великую традицию. Историю грехопадения он с убийственной иронией выворачивает наизнанку, оставляя открытыми вроде бы очевидные вопросы. Героя среда заела или все-таки он заел среду? На все воля божья или просто не повезло, и Порфирий Петрович оказался слишком въедливым? Тварь дрожащая или право имею?

Новый Аллен настолько хорош, что хочется авансом заготовить деготь. Так вот: за то не столь уж долгое время, пока «Матч-пойнт» добирался от премьеры в Каннах до российского проката, режиссер успел отснять еще один фильм. Дело происходит в Лондоне, в главной роли — Йоханссон, и героиня, американка, расследует убийства и влюбляется в местного аристократа. Земля круглая, вода мокрая, и (с облегчением) старик повторяется.

Станислав Зельвенский, 14 декабря 2005
сайт afisha.ru

Кадр из фильма "МАТЧ ПОЙНТ / MATCH POINT"

Маленький рыжий мужчина в роговых очках, выступивший когда-то с кинопародией на великую нашу, самую толстую в мире «Войну и мир» (фильм «Любовь и смерть»), ветх телом, но бодр душой. Представленное в Каннах 70-летним Вуди Алленом кино «Матч-пойнт» выглядит удивительно свежо не только на фоне прочих картин режиссера, но свежо вообще. От алленовской фирмы в «Матч-пойнте» осталась резковатая манера персонажей без затей выкладывать собственные мысли, но и только. В этот раз Аллен не стал создавать полное авторской рефлексии полотно с собой же в главной роли. Он обратился к популярной в реалистической традиции теме, поставив главного героя перед выбором между сладкой жизнью в высшем обществе и бытом менее блистательным, но с желанной женщиной.

Сюжетом фильм близок «Американской трагедии» Драйзера: в общих чертах воссоздается смысловая канва романа вплоть до момента, когда Клайд Грифитс выползает из ледяных вод озера Большая Выпь, оставив за спиной утопленную им беременную подругу Роберту. Фильм напоминает «Трагедию», но не повторяет ее. И конец он получит другой — «змей Горыныч всех убьет и съест».

Кадр из фильма "МАТЧ ПОЙНТ / MATCH POINT"Действие фильма разворачивается в богатой семье английских аристократов, живущих в современном нам Лондоне. Главный герой Крис (Рис-Майерс) имеет в семействе явный успех, о чем свидетельствует его статусный рост. Начав инструктором по теннису, он вскоре становится другом Тому (Гуд), сыну благородных родителей и любовником девушки Клои (Мортимер), их дочери. В аутсайдерах же у голубокровых особ ходит девушка Нола (Йоханссон), сексапильная невеста Тома. За импульсивность и своенравие девушку невзлюбила мать Тома и Клои, но мужчины семейства и сам Крис от чаровницы без ума. У Криса и Нолы приключается интрижка, которую оба сохраняют в тайне. Но, в конце концов, связь выльется в смертоубийство, и от подозрений полиции героя спасет лишь счастливый случай.

Кадр из фильма "МАТЧ ПОЙНТ / MATCH POINT"Игра Скарлетт Йоханссон, безусловно, жемчужина фильма. Девушка, будто созданная для того, чтобы за ней 24 часа в сутки следовала кинокамера, перетягивает на себя одеяло и зрительского, и режиссерского внимания. После исчезновения с экрана героини Йоханссон, кино стремительно добирает последние витки и приходит к развязке.
Философией фильма Вуди Аллен сделал свою «теорию везения». По мнению режиссера, везение возникает на пустом месте, и он считает «ужасной истиной» факт его огромного влияния на жизнь человека. Везение в «Матч-пойнте» подано, как начало недоброе, приведшее к окончательному духовному падению героя. Оно спасло преступника от наказания, но навсегда покончило с его будущностью на небесах. И пусть перед глазами Криса «девочки кровавые стоят», он станет им цинично цитировать Софокла, заявляя о настойчивой душевной потребности усмирить собственную совесть.

До преступления фильм выходил более убедительным житейски. Очень хотелось узнать, чем разрешатся в картине поставленные бытийные вопросы, и неужели будет дан какой-то ответ. Что делать, если герою чрезвычайно нравится квартира в центре Лондона, курорты Средиземноморья и воскресное сбивание тарелок из дробовика с благородным тестем? Что выбрать, если по другую сторону стоит Нола, а Нола — это манящая красота, страсть, вожделение и надрыв. «Настоящая жизнь», по которой вечерами приходит щемящая тоска среди благородно бежевых стен, бежевой мебели, бежевых собак и рыбьих отношений с женой. Почему эта Нола так легко становится обузой, когда возникает угроза сытой жизни героя?

Крис опускается до звериной жестокости, притом, что ничего особо страшного ему не грозило — по крайней мере, не нищенское существование с голодной смертью. Тут начинается другая история с кульминацией в пафосе «теории везения». И это все, конечно, хорошо и поучительно, но трудно отделаться от ощущения незавершенности из-за оставшихся все-таки открытыми вопросов.

Что выбрать — любовь или приятно благоустроенную жизнь? Как поступить в такой ситуации обычному, не контуженному, подобно Крису, человеку? Аллен сказал простое американское «подумайте об этом». А решать проблему так, чтобы всем было весело и искристо, придется самостоятельно. До встречи в кино.

Кадр из фильма "МАТЧ ПОЙНТ / MATCH POINT"

Кадр из фильма "МАТЧ ПОЙНТ / MATCH POINT"

Кадр из фильма "МАТЧ ПОЙНТ / MATCH POINT"

Юлия СЕМЕНЮК
www.kinokadr.ru

 

Вуди Аллен ФАКТЫ

Это первый фильм Вуди Аллена полностью снятый в Великобритании. Все свои предыдущие фильмы Аллен снимал в Соединенных штатах. Кроме того, это самый длинный фильм Аллена (его продолжительность 124 минуты).
Приглашение на роль Хло Хьюит первоначально получила Кэйт Уинслет, но была вынуждена отказаться, чтобы провести больше времени с семьей.
Премьера фильма состоялась на Каннском кинофестивале 2005 года.
В начале фильма Крис Уилтон читает «Преступление и наказание» Фёдора Достоевского, а вскоре после знакомства с Нолой Райс — Августа Стриндберга.
В одной из сцен фильма герои отправляются в кинотеатр на картину Уолтера Саллеса «Дневники мотоциклиста» (исп. Diarios de Motocicleta) о молодом Че Геваре.
Огромная картина, на которой изображена девушка с красным шаром, написана лондонским граффити-художником Банкси.

Снимая картину, режиссер настолько проникся атмосферой Лондона, что и следующую свою ленту решил снял там же — он уже закончил работу над фильмом «Сенсация» («Scoop»), одну из главных ролей в котором также сыграла Скарлетт Йоханссон.

Проведя каникулы в Париже, мэтр не остался равнодушным и к красотам французской столицы и принял решение поработать на берегах Сены в самом ближайшем будущем. Летом 2006 года там начнутся съемки новой картины Вуди Алена, где главную роль сыграет актриса Мишель Уильямс, известная по фильму «Горбатая гора».

Вуди АлленО РЕЖИССЕРЕ

Еще тридцать лет назад словосочетание «интеллектуальная комедия» было, по меньшей мере, странным. Слишком уж несовместимыми казались эти понятия: «интеллектуальность» предполагала кино для элиты, людей с образованием, помешанных на «серьезных» писателях и фильмах «не для всех». Комедия же традиционно считалась жанром простонародным, рассчитанным на «гогочущую толпу». Даже изящные салонные комедии, которыми славился Голливуд 30-40-х годов, были построены на забавных ситуациях, понятных всем и каждому, а не только тем, кто не выпускал из рук Фолкнера, Стейнбека, Фрейда и Юнга. Для этих интеллектуальных снобов в Европе снимали невероятно умное и, большей частью, невероятно скучное кино, где юмор был редким, и часто незваным гостем. Еще бы: хохмить, рассуждая о «высоких материях», было как-то не принято. Поэтому, неудивительно, что среди столпов авторского кино не было ни одного комедиографа — не считать же, в самом деле, интеллектуальными комедии Чарли Чаплина, или комедийными — полные эксцентрики фильмы Феллини. Интеллектуальных комедий тоже не было — пока не появился он, Вуди Аллен.

Аллен не ассоциирует себя с Голливудом. По его словам, будь в Нью-Йорке хоть одна приличная киностудия, он позабыл бы, где находится Лос-Анджелес. Зато Голливуд любит его — так любит, что терпит бесконечное алленовское ехидство и не устает номинировать Вуди на «Оскары». Голливуд гордится им. Там считают, что Аллен — это ответ Америки на интеллектуальные изыски Европы. Вуди тоже способен умно рассуждать о Юнге и Фрейде, о неврозах и психоанализе, но потом может взять — и безжалостно высмеять и Фрейда, и его хваленые теории, и тех, кто и шагу не ступит без консультации у психоаналитика. Больше того: чаще всего Вуди иронизирует над собой — невезучим, некрасивым нью-йоркским интеллектуалом с кучей комплексов, проблем, зацикленностью на сексе и хронической нерешительностью в ответственный момент. У Аллена получается даже то, что почти не удается другим режиссерам: постоянно смешивая одни и те же ингредиенты, он каждый раз создает новый коктейль. Правда, это всегда его «фирменное блюдо» — «ироническая комедия a-la Вуди Аллен».

Вуди АлленСейчас даже не верится, что такой утонченный интеллектуал, как Вуди, начинал с сочинения гэгов в духе братьев Маркс — популярного в США комедийного квартета, специализировавшегося на грубой «комедии абсурда» — драк, пощечин, флирта и «метания тортов». Но, что поделать, юмор такого сорта всегда пользовался у американцев наибольшей популярностью, а Вуди надо было пробиваться, и, естественно, на что-то жить.

Он переехал в Нью-Йорк, когда ему было меньше двадцати — без денег, без связей, зато с шестнадцатилетней женой Харлин, которой тоже пришлось искать работу. Родители помогать сыну отказались. По их мнению, мальчик из приличной еврейской семьи сначала должен был получить образование, найти свое место в жизни, и только после этого — решаться на такой ответственный шаг, как женитьба. Кроме того, им совсем не нравилась стезя, которую выбрал их сын. «Комедиант — это не профессия, на это не проживешь, — философски заметил Мартин Кенигсберг. — И если ты, Аллен, не способен просто принять это к сведению, учись на своем горьком опыте».

Но Аллен Стюарт Кенигсберг и не думал отступать. Кино захватило его воображение еще в раннем детстве, и он мечтал, что когда-нибудь будет ставить фильмы. Однако, пока приходилось довольствоваться участью литературного «негра», пишущего шутки для популярных комиков — Боба Хоупа и Бадди Хэккета. В 1957 году Аллена «повысили» до редактора телешоу, где он попутно сочинял тексты и выступал как актер. Для гэгмена и сценариста фамилия Кенигсберг еще подходила, но актеру нужно было что-то более простое и благозвучное. Так появился Вуди Аллен.

Первым успехом новоиспеченного актера стали выступления в дорогих ресторанах, где часто нанимали комиков для развлечения посетителей. Колкие, остроумные шуточки неказистого на вид парня нравились публике. Он держался на сцене так, будто попал туда случайно, в первый раз, и понятия не имеет, что делать. Его реплики звучали, как экспромты, а имидж настолько подходил к внешности, что неискушенные зрители и не догадывались, как тщательно все это было отработано — и милая нерешительность, и «оговорки по Фрейду», и нервозность, и ощущение спонтанности.

Вуди АлленВ реальной жизни Аллен никогда не был «мил и нерешителен». У него, на редкость, твердый, деспотичный характер, он педантичен до занудности, и привык все подготавливать заранее. Легко представить, как была разочарована его жена, узнавшая об этом уже после бракосочетания. Вуди требовал от нее стерильной чистоты в доме, составлял меню, по которому Харлин должна была его кормить, и ехидно комментировал все, что бы она ни сделала. В результате, в конце 60-х годов Харлин подала на развод — а заодно и иск в суд, требуя с бывшего мужа материальную компенсацию за то, что он «презирал ее и высмеивал».

К тому времени Аллен был уже известным голливудским сценаристом. Как актер он имел куда меньший успех, хотя и снялся в нескольких фильмах, в том числе — в знаменитой пародии на «джеймсбондовщину» — «Казино «Ройял». Но его тянуло в режиссуру, и в 1969 году Вуди выпустил свой первый фильм — умную и насмешливую комедию «Хватай деньги и беги», в которой он со знанием дела спародировал популярные тогда фильмы о грабителях банков.

70-е годы стали для Аллена «десятилетием пародий». Его фильмы — «Бананы», «Любовь и смерть», «Все, что вы всегда хотели узнать о сексе, но боялись спросить», «Спящий» — быстро нашли свою аудиторию, с восторгом встречавшую каждую новую работу метра. Вуди же, в свою очередь, радовал поклонников невероятной для режиссера его уровня плодовитостью — складывалось впечатление, что он живет на съемочной площадке и покидает ее только ради беседы с психоаналитиком.

Вуди АлленНа самом деле, времени хватало на все: на игру на кларнете, к которой Аллен пристрастился еще в молодости, на сценарии для других режиссеров, на постоянные выяснения отношений с «подругами жизни». После развода с Харлин вакантное место «музы Вуди» досталось Паулине Каэл, популярной критикессе и большой поклоннице его фильмов. Но, прошло всего несколько лет, и Паулина, громко хлопнув дверью, вычеркнула Аллена из своей жизни, заявив, что ее «достал и этот человек, и его творчество». Еще тяжелее пришлось следующей любимой Вуди — актрисе Луизе Лэссер. Та ходила на цыпочках, во всем повиновалась своему «повелителю», но про себя считала, что никогда еще не сталкивалась с таким махровым эгоистом. «Я интересовала его как нянька, актриса и домработница, но не как жена, — жаловалась она впоследствии. — Мы даже спали, в основном, в разных спальнях». Брак закончился тем, что однажды Аллен, вернувшись от психоаналитика, заявил: «Мой врач сказал мне, что ты не подходишь мне физически».

Естественно, этому бреду Луиза не поверила — и была права. Вуди просто нашел другую женщину — Дайану Китон, сразу же ставшую его музой, актрисой и возлюбленной. С Китон Аллен снял, возможно, лучшие свои фильмы — «Энни Холл», «Интерьеры», «Манхэттен». В «Энни Холл» режиссер впервые попробовал не столько «спародировать», а просто иронически взглянуть на собственную жизнь. «Алленизмы по поводу любви, дружбы, славы, — плюс поэтизация Нью-Йорка», — эта квинтэссенция всех последующих фильмов Вуди впервые проявилась именно в «Энни Холл». Неудивительно, что Киноакадемия была покорена: Аллен «с первой попытки» получил три «Оскара», еще один дали Китон за главную женскую роль. Правда, на церемонию режиссер не пришел — он играл на кларнете в одном из нью-йоркских ночных клубов.

Роман Вуди с Дайаной длился восемь лет — до тех пор, пока в 1979 году она не ушла от него к красавчику Уоррену Битти. Аллен не обиделся, и даже «доснял» актрису в «Манхеттене», но на будущее стал присматривать себе новую музу. Ей стала Миа Фэрроу, хрупкая шатенка с чарующе-наивным лицом и жизнью, похожей на приключенческий роман.

К моменту встречи с Вуди Миа уже успела привыкнуть к тому, что все ее браки, увлечения и разводы неизменно вызывают шумиху в прессе. Это началось еще с рождения — ведь Мария Лурдес Фэрроу была дочкой голливудской звезды Морин О’Салливан, Джейн из «Тарзана». Первый настоящий фурор Миа произвела в 21 год, когда вышла замуж за стареющего Фрэнка Синатру. В 1968 году они тихо расстались друзьями, но через несколько месяцев Миа попала в эпицентр нового скандала — она снялась в фильме Р.Поланского «Ребенок Розмари». Потом было увлечение буддизмом, поездка в Тибет, десятка полтора фильмов, роман с оператором Свеном Нюквестом… К 1982 году Миа уже разочаровалась в мужчинах, и всю себя отдала новому хобби — приемным детям, число которых росло с каждым годом.

Вуди АлленМиа казалось, что Вуди послан ей в доказательство того, что мужчинам все-таки можно верить. Он восхищался ее индивидуальностью, считал ее идеальной актрисой и снял ее в 13 своих фильмах, в том числе таких шедеврах как «Зелиг», «Пурпурная роза Каира», «Ханна и ее сестры». Их гражданский брак длился одиннадцать лет, и Фэрроу давно уже смирилась с некоторыми недостатками Вуди — например, его нежеланием жить «одной семьей». Когда они познакомились, Аллену было уже под пятьдесят, и превращать свою жизнь в «детский сад» он не собирался. Поэтому, Миа и Вуди снимали отдельные квартиры, но жили близко — по разные стороны парка. Встав каждый у своего окна, они частенько обменивались знаками.

«Идеальный союз» распался в 1993 году со скандалом — самым грандиозным в жизни Аллена и Фэрроу. Придя как-то к любимому чуть раньше назначенного времени, Миа открыла дверь своим ключом и, не застав мужа дома, стала рассматривать бумаги на его столе. В числе прочего, она обнаружила там конверт с фотографиями, на которых в весьма неприличных позах была снята обнаженная Сун-Ю, старшая из ее приемных детей. Шок и отчаяние актрисы от двойного предательства в комментариях не нуждаются, тем более, что Аллен и не думал отпираться. Более того, по словам Фэрроу, он цинично предложил ей «остаться друзьями» и намекнул, что как актриса она его по-прежнему вполне устраивает. Но теперь уже Миа жаждала вычеркнуть его из своей жизни. В «Мужьях и женах» ей пришлось доиграть — ее связывал контракт, но от роли в «Загадочном убийстве на Манхэттене» она с гневом отказалась.

Пережив тяжелый нервный стресс, Миа наделала немало глупостей — например, подала на Аллена в суд, обвинив его в приставаниях к младшей из ее приемных дочерей — пятилетней Дилан. Но обвинение в педофилии показалось суду необоснованным. У актрисы не было никаких доказательств того, что Вуди «домогался» Дилан. «Провинившейся» же дочери Миа — Сун-Ю — уже исполнился 21 год, и она была вполне совершеннолетней девицей. Неудачной оказалась и попытка лишить Аллена родительских прав на его родного сына, и Фэрроу — с горя — поменяла тому имя. Правда, кипя гневом, Миа по ее словам, все-таки не желала наносить Аллену физических травм. В разгар драмы ей позвонил Фрэнк Синатра и поинтересовался: «Малышка, хочешь — этому мерзавцу переломают ноги?» Миа благоразумно отказалась.

Вуди Аллен и Сун-ИИз этой некрасивой истории Вуди выпутался легко и даже с «трофеем» в лице молоденькой Сун-И. Через несколько лет они поженились, и Аллен объявил журналистам, что «завязывает» с психоанализом, поскольку наконец-то нашел настоящую любовь. Как режиссер он все так же плодовит и от отсутствия Фэрроу ничуть не страдает. В Голливуде любая знаменитость готова сняться у него даже бесплатно. Тем паче, что в отличие от многих режиссеров 70-х годов, уже выдохшихся и снимающих очередную «старую песню на новый лад», Аллен с годами не растерял ни оригинальность подхода, ни чувство стиля, ни искрометный юмор. А события в его жизни лишь придают многим шуточкам из его картин особую пикантность.

В декабре 2005 года Вуди исполнилось 65 лет. Он по-прежнему — король авторского, некоммерческого кино, и режиссер, которым по праву гордится Америка. По словам Аллена, все свои фильмы он снимает о себе, даже если их герои ничуть на него не похожи. Поэтому, неудивительно, что одна из его последних лент называется «Сладкий и гадкий» — более точной характеристики Вуди себе придумать не мог.

(с) Елена Цымбал kinomania.ru

http://www.horosheekino.ru/MATCH_POINT.htm



Наверх ↑ Избранные статьи редакции