Другое кино companion_13

Published on Декабрь 3rd, 2012 | by admin

0

КОМПАНЬОНЫ / A PRAIRIE HOME COMPANION

США, 2006, 106 мин, цвет, на англ. яз, перевод субтитрами

Постер фильма  "КОМПАНЬОНЫ / A PRAIRIE HOME COMPANION"

авторы сценария
ГАРРИСОН КЕЙЛОР
КЕН ЛАЗЕБНИК

режиссер и сопродюсер
РОБЕРТ ОЛТМЕН

оператор
ЭДВАРД ЛАЧМЭН

музыка
GUYS ALL-STAR SHOE BAND

в ролях:
ВУДИ ХАРРЕЛЬСОН,
ТОММИ ЛИ ДЖОНС,
МЕРИЛ СТРИП,
ГАРРИСОН КЕЙЛОР
 и другие…

 

НАГРАДЫ И НОМИНАЦИИ

Приз газеты «Berliner Morgenpost» на Берлинском кинофестивале, 2006, за лучший фильм.

Номинация американской гильдии кастинга в категории «Лучший кастинг комедийного фильма», Калифорния, США, 2006.

 

ССЫЛКИ

Официальный сайт фильма (на англ. яз)
Фан-сайт Томми Ли Джонса (на англ.яз)

 

Кадр из фильма  "КОМПАНЬОНЫ / A PRAIRIE HOME COMPANION"

Гай Нуар:
Эти люди отдали свои жизни за это шоу!
Эксман:
Ну, теперь они могут отдать их за что-то другое. В этом и состоит прелесть нашего мира: всегда найдется что-то, за что можно отдать жизнь.
(диалог из фильма)

По сути, «Компаньоны» — это упрощенный перевод названия старого и до сих пор чрезвычайно популярного американского радиошоу «A Home Prairie Companions». Вот уже тридцать лет, как шоу с успехом крутится по всей Америке — особо интересующиеся могут услышать его, к примеру, на цифровом радио ВВС7. Ведет его неизменный Гаррисон Кейлор — человек, придумавший не только сам формат еженедельного радио-шоу, но и целую легенду вокруг него — озеро Вобегон в Минесотте, на берегу которого живут простые фермеры, коренные норвежцы, стойкие, сильные и равнодушные к мирской суете. Кейлор еженедельно пишет свои вобегонские вести, рассказывает в своем радиошоу вобегонские истории, передает вымышленную вобегонскую рекламу, и каждый раз заканчивает его словами: «И это были новости с озера Вобегон, где все женщины стройны, все мужчины симпатичны, и все дети старше тридцати».

У «Компаньонов», быть может, самого тихого и домашнего шоу в мире, своя многомиллионная аудитория. Забавно, что основными слушателями шоу, состоящего из песен кантри вперемешку с вымышленными фермерскими историями, являются никакие не фермеры и не запоздалые в развитии ковбои — передача Кейлора пользуется огромным успехом именно в больших городах и индустриальных центрах. В Лос Анджелесе и Нью-Йорке, Чикаго и Бостоне, оно помогает мечтать об «идеальной Америке», потому что в сердце каждого американца, конечно, живо представление о том, что его страну строят не клерки в банках, а высокие стройные люди в широкополых шляпах, днем возделывающие землю, а вечерами ведущие мудрые и неторопливые разговоры в кафе за вишневым пирогом и чашкой черного кофе — смотри «Твин Пикс», «О где же ты, брат?» братьев Коэнов, «Великого Гетсби» и все романы Фолкнера.

Кадр из фильма  "КОМПАНЬОНЫ / A PRAIRIE HOME COMPANION"

Идея сделать из радио-шоу фильм, как и сценарий этого фильма, принадлежат самому Кейлору. Не то, чтобы он хотел увековечить себя и свое шоу навечно — хотя и сам Кейлор снимается в фильме как главный герой, его никак нельзя назвать звездой: он просто шаркает ногами, шамкает губами и долдит в микрофон свои не очень смешные шутки. Однажды, кстати, телевизионная запись шоу Кейлора появилась в эпизоде «Симпсонов» — в мультфильме Гомер Симпсон не выдержал и пяти секунд, вскочил и начал колотить по телевизионному изображению Кейлора, приговаривая «be funny» — будь смешным. Но нет, Кейлор вовсе не хочет быть смешным, и если бы его шутки дейтсвительно претендовали на то, чтобы быть шутками, шоу закрыли бы уже лет тридцать назад. Но он не веселит, он развлекает, выстраивая почти сказочный мир, в котором каждому американцу уютно как в колыбели. Он великий фантазер, как знает всякий, кто хоть раз слушал его шоу, но он и великий гуманист.

Именно это, наверное, привлекло в сценарии «Компаньонов» и режиссера Роберта Олтмена, и таких звезд как Мерил Стрип, Вуди Харрельсон, Вирджиния Мейдсон и малышка Линдсей Лохан. Хотя шоу из фильма носит то же название, что и шоу Кейлора, хотя и там, и там Гариссон Кейлор играет главную роль, оба шоу посвящены кантри-музыке, и оба они снимаются в театре Скотта Фитцжеральда в маленьком городке Сент Паул в Минесотте, на этом сходство практически исчерпывается. Если реальных «Компаньонов» Кейлор тащит практически в одиночку, то «Компаньоны» из шоу — это целая команда кантри-музыкантов, собранных сюда со всей Америки. Своего рода резерватор для мастодонтов из прошлой жизни, очень простых и милых, которых Кейлор придумывает с присущим ему чувством юмора: ковбоев Дасти и Лефти, которые, если их не остановить, начинают распевать со сцены сальные шуточки, заслуженных кантри-стариков и болтающих без умолку одновременно сестер-певичек.

«Компаньоны» сильны отнюдь не сюжетом, он прост: некая техасская компания, заинтересованная в получении прибыли, выкупила радиостанцию, где идет передача, и собралась закрывать ее. Поэтому шоу идет в последний раз, а помимо прочего, туда является еще ангел смерти в белом плаще (герой, которого Олтмен мечтал убрать, но, к сожалению, Кейлор переубедил его) и косит последних героев старой Америки с нежной доброй улыбкой. От фабулы, если ее пересказывать, не остается ничего. Последний фильм Олтмена — это не история, а образ. Образ настолько сильный, что история оказывается ему как бы и не нужна.

Это кино прекрасно. И хотя ему поначалу и прочили провал в американском прокате, понемногу оно начинает набирать свое. Остается надеяться, что то же случится и в России. Потому что не так часто удается посмотреть на то, как делают кино великие гуманисты. А Гариссон Кейлор и Роберт Олтмен — это именно что великие гуманисты, ненадолго объединившиеся, чтобы немного спасти мир.

Лиза Биргер www.polit.ru

 

Кадр из фильма  "КОМПАНЬОНЫ / A PRAIRIE HOME COMPANION"

Дасти:
Что слон сказал голому человеку?
Лефти:
Что?
Дасти:
Какой милый хобот! И ты можешь через него дышать?
(диалог из фильма)
На бодрых, с песнями и прибаутками, поминках по старомодному радио, каким оно было до появления телевидения, выступает целый паноптикум эксцентричных персонажей, среди которых выделяются два поющих дуэта: сестры Джонсон (Лили Томлин и Мерил Стрип) и ковбои Дасти и Лефти (Вуди Харрельсон и Джон Си Рейли). Старлетка Линдсей Лохан играет дочку героини Стрип, обуреваемую мыслями о суициде и кропающую об этом поэму, которую она продекламирует в финале представления. Повествование ведется от лица охранника — Кевина Кляйна, пародирующего детективов в стилистике film noir, о которой также напоминает роковая женщина в белом плаще (Вирджиния Мэдсен). На самом деле она ангел смерти, пришедший за одним из персонажей, но в то же время и жертва радио: она погибла, когда слушала «A Prairie Home Companion» за рулем и так смеялась одной из идиотских шуток, что улетела в кювет.

Роберт Олтмен надеется, что картина привлечет публику «примерно такого же рода, которая ходила на фильм Мела Гибсона об Иисусе», то есть тех людей, которые, как правило, в кино вообще не ходят. Не потому, что кино не любят, а потому, что последнее время ходить в него стало как-то малоинтересно, в том числе и из-за отсутствия в нем элемента импровизации. Чего-чего, а уж этой-то непредсказуемости у Олтмена всегда хватало, и «Компаньон» в этом смысле — тоже наглядный образец: не просто всхлип старческой ностальгии о золотых денечках, канувших в Лету, а своего рода творческое завещание, составленное умудренным опытом художником, хорошо отдающим себе отчет в конечности собственной жизни.

по материалам Лидии Масловой

 

 

Кадр из фильма  "КОМПАНЬОНЫ / A PRAIRIE HOME COMPANION"

Ну почему так: работаешь и работаешь, а получается всегда совсем не то?
(из фильма)

Собрав на одном пятачке Fitzgerald Theatre Мерил Стрип, Вуди Харрельсона, Томми Ли Джонса, Кевина Кляйна и еще нескольких симпатичных артистов, 80-летний Олтмен с их помощью снял гимн жизни и прощание с ней. Это также очередная глава олтменовского путеводителя по джунглям мировой, но преимущественно американской популярной культуры. После серии фильмов, посвященных джазу («Канзас-Сити»), балету («Труппа»), моде («Прет-а-порте»), живописи («Винсент и Тео») и кинематографу («Игрок»), Олтмен возвращается к музыке в стиле кантри, ставшей темой его давнего шедевра «Нэшвилл». То, что в середине 70-х казалось революцией в жанре мюзикла и вообще жестокой правдой-маткой об Америке, сегодня выглядит добродушной стариковской ностальгией.

по материалам Андрея Плахова

 

О РЕЖИССЕРЕ

Роберт Олтмен

Роберт Олтмен родился 20 февраля 1925 года в Канзас-Сити. Учился в иезуитском колледже, в 18-летнем возрасте пошел в армию, воевал как пилот против японцев в Индонезии, совершил более 50 боевых вылетов. Выйдя в запас в 1947, начал учиться на инженера в университете Миссури. Продав в следующем году свой совместный сценарий «Телохранитель» студии RKO, бросил учебу, переехал в Нью-Йорк, попробовал сделать карьеру писателя, но неудачно. В итоге вернулся в Канзас-Сити, где работал в местной кинокомпании в качестве режиссера, оператора, монтажера, сценариста.

Скопив денег, снял первый художественный фильм «Правонарушитель» (1955). Документальный фильм «История Джеймса Дина» (1957) привлек к нему внимание Альфреда Хичкока, с которым работал недолго, но благодаря самому факту сотрудничества с великим мастером Олтмен попал на телевидение и стал снимать успешные сериалы. Первый «большой» художественный фильм — «Отсчет» (1965), с монтажом которого режиссер, впрочем, резко не согласился. В 1969 снял «Холодным днем в парке», а в следующем году — «M.A.S.H.», немедленно ставший классикой, номинированный на «Оскара» и взявший гран-при на Берлинском и Каннском кинофестивалях. Дальнейшие фильмы: «»Маккейб и миссис Миллер», «Брюстер Макклауд» (1971), «Долгое прощание» (1973), «Воры, как мы» (1974), «Нэшвилл» — номинация на «Оскар» (1975), «Буффало Билл и индейцы, или уроки истории Сидящего Быка» (1976), «3 женщины» (1977), «Свадьба» (1978), «Квинтет» (1979), «Пучеглазый» (1980), «Тайная честь» (1985), «Лечению не подлежит» (1987), «Тупой официант» (1989), «Винсент и Тео» (1990), «Игрок» — номинация на «Оскар» и гран-при в Каннах (1992), «Короткие отрезки» — номинация на «Оскар» (1993), «Канзас Сити» (1996), «Доктор Т и женщины» (2000), «Госфорд-парк» — «Золотой глобус» и номинация на «Оскар» как лучшего режиссера и за лучший фильм (2001), «Труппа»(2003), «Компаньон» (2006).

www.kino.orc.ru

 

Кадр из фильма  "КОМПАНЬОНЫ / A PRAIRIE HOME COMPANION"

Кадр из фильма  "КОМПАНЬОНЫ / A PRAIRIE HOME COMPANION"

http://www.horosheekino.ru/A_PRAIRIE_HOME_COMPANION.htm



Наверх ↑ Избранные статьи редакции