Другое кино 474fab76121acd38ef809ab73bfff680

Published on Ноябрь 30th, 2012 | by admin

0

«ДУХОВ ДЕНЬ»

СССР, 1990,117 мин.

Авторы сценария: Михаил Коновальчук, Сергей Сельянов.
Режиссер Сергей Сельянов
Оператор-постановщик: Сергей Астахов.
Композитор: Юрий Шевчук.
В ролях: Юрий Шевчук, Боря Голяткин, Геннадий Гарбук и др.

Первое место среди игровых фильмов по результатам голосования общего жюри, Диплом профессионального жюри и Диплом жюри критиков на фестивале в Заречном-90
Премия имени Адриана Пиотровского за лучший сценарий (С.Сельянов) Профессиональная премия «Ленфильма» (1991)

 


Вторая режиссерская работа Сергея Сельянова — сюрреалистически оформленный протест против советской системы, растущий из патриархальных пластов простонародного сознания. Обращение к сакральным социальным архетипам впоследствии эволюционировали в знаменитые Сельяновские продюсерские проекты «Брат» и «Брат-2» и задали тон политике его киностудии СТВ.


Критик Сергей Добротворский, о фильме:

«…За время, отделяющее «День ангела» от «Духова дня», кумир подростков Константин Кипчев успел выкрикнуть со сцепы: «Время менять имена!» В «Духовом дне» Сельянов, однако, снял другого рокера, Юрия Шевчука, певшего «Родина, еду я на родину…». Столкнувшись с необходимостью именовать действительность, автор выбрал те ее черты, в которых полнее всего сквозили черты коллективного прошлого — почвенный миф, поиски общего родства или смачный шовинизм мужской компании. Грибочки, яйцо вкрутую, картошечка… И она, птица-мама, в граненых манерках. Да, небось, не казенка опилочиая, а самодел тройной очистки на заветных травках… А то и жидкость против потения из майонезной банки — с хорошим человеком все Божий подарок (я всерьез считаю, что одна только панорама по накрытому столу в последней части Духова дня представляет клиническую опасность для завязанных и подшитых — с такой силой воспроизведена там красота алкогольного патриархата). Схоронив общего деда и помывшись в баньке, мужской клан Христофоровых — Христово воинство и родня — строился рядами и шел воевать. Скажи с кем — и фильма нет. Но прелесть финала как раз в том и заключалась, что мужики двинули на все чохом. На левых и правых, либералов и бюрократов, на тех, кто спаивает страну, и тех, кто отобрал у народа по три шестьдесят две… Ты с какого года? А когда призывался? Ну, ничего, пошли… Тем, кто хоть раз сидел в общественной парилке или поутру пил пиво у ларька, знакомо это чувство мужского локтя — грозная сила, замешенная на общих паролях и неистребимом пацанстве».


Из интервью режиссера:

- Так что же такое кино — коммерция, идеология или искусство?

- Кино — это вообще не искусство, во всяком случае, если и искусство, то очень грубое и, соответственно, с большой массовой силой воздействия. Смешно сравнивать его достижения с мировой живописью или музыкой, до этого ему еще далеко-далеко. Нужно пытаться иногда напомнить зрителю, что все-таки кино может быть и чем-то большим, вот как Тарковский в свое время смог напомнить, что есть нечто, что просвечивает сквозь этот грубый «вещественный» экран.


Биография режиссера:

Сергей Сельянов родился 21 августа 1955 года в Карелии, в городе Олонец. В 1975-1978 годах учился в Тульском политехническом институте, где возглавлял любительскую киностудию «Сад». В 1980 году окончил сценарный факультет ВГИКа, где занимался в мастерской Н.Фигуровского, а в 1989 году — Высшие курсы сценаристов и режиссеров (мастерская Ролана Быкова).

Свой первый полнометражный фильм, «День ангела», Сергей Сельянов снял совместно с Николаем Макаровым в 1980 году вне государственных структур, подпольно. На экраны этот фильм вышел только в 1988 году. В начале 90-х годов Сергей Сельянов поставил два заметных фильма в жанре кинопритчи: «Духов день» (1990), в котором главную роль сыграл рок-музыкант и певец Юрий Шевчук, и «Время печали еще не пришло» (1994) с участием Валерия Приемыхова, Петра Мамонова и Марины Левтовой; однако с середины 90-х годов он занялся исключительно продюсированием картин других режиссеров.

Среди его продюсерских работ — целый ряд фильмов, ставших лидерами кинопроката и видеопродаж, что для второй половины 90-х годов — времени, предельно неблагоприятного для отечественного кинематографа, — было большим достижением:

«Блокпост» (1998),
«Особенности национальной рыбалки» (1998) Александра Рогожкина,
«Брат» (1997) и «Брат 2″ (2000) Алексея Балабанова,
«Мама, не горюй» (1998) Максима Пежемского,
«Сестры» (2001) Сергея Бодрова,
«Ехали два шофера» Александра Котта,
«Сказ о Федоте-стрельце» Сергея Овчарова,
«Кукушка» Александра Рогожкина,
«Медвежий поцелуй» Сергея Бодрова-старшего,
«Война» Алексея Балабанова,
«Олигарх» Павла Лунгина,


Однако помимо фильмов, ориентированных на массовую аудиторию, Сергей Сельянов в то же время спродюсировал и целый ряд документальных, короткометражных и экспериментальных лент, которые демонстрировались на российских и международных кинофестивалях, включая Каннский, Берлинский и Венецианский, и были удостоены немалого количества наград. Все эти работы были поставлены при участии санкт-петербургской Кинокомпании СТВ, которую Сергей Сельянов учредил в 1992 году совместно с режиссером Алексеем Балабановым и продюсером Василием Григорьевым. В целом за 10 лет существования кинокомпании было снято более двух десятков игровых и документальных фильмов, а также несколько телевизионных и спецпроектов.

В 1996-1999 годах Сергей Сельянов был продюсером программы ОРТ «Линия кино», получившей в 1999 году приз за лучшую телевизионную программу о кино на фестивале «Белые столбы».

Лауреат ряда кинематографических премий. Интервью с Сергеем Сельяновым о проблемах кинематографа неоднократно публиковались в ведуших деловых печатных изданиях России. Экономический журнал «Эксперт» в феврале 2003 года назвал Сергея Сельянова «единственным российским продюсером, чье имя стало брэндом в области кинопроизводства».

http://www.horosheekino.ru/duhov_den.htm


 

 



Наверх ↑ Избранные статьи редакции