Другое кино 101817

Published on Ноябрь 30th, 2012 | by admin

0

День ангела

СССР, 1980-1988

по рассказу Михаила Коновальчука
Режиссер Сергей Сельянов, совместно с Николаем Макаровым
Оператор Сергей Астахов

Номинация на Золотого леопарда на международном кинофестивале в Локарно

Рецензия Натальи Сиривли

Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка… (из классики)

Подросток Мафусаил — о своей жизни и жизни людей. Действующие лица его рассказа: отец, всю жизнь боровшийся против контрреволюции, братья-фальшивомонетчики, и приглядывавший за ними оперативник, затерявшийся в ветвях могучего дерева, растущего во дворе; сестры — воплощение разных «мастей» женского естества, дачники из города, ангел-Мафусаил, и коза Куздра.

Все это разнородное и несоединимое сосуществует в лабиринтах старого деревянного дома. Все живет и дышит, как хочет, в соответствии со своей природой — в предчувствии какого-то неземного луча, который, наконец, прольет смысл на это изобилие жизни. Луч в конце концов является, скользя в финале по небесам, облакам и рекам — солнечный зайчик от фальшивой монетки, подаренной Мафусаилу в день его Ангела.


Свой путь в кино Сергей Сельянов начинал как режиссер. «День ангела» стал его дебютной картиной, и уже в ней ярко и неожиданно проявился интерес художника к патриархальным пластам простонародного сознания, к национальным архетипам, которые затем найдут воплощение в его знаменитых продюсерских проектах «Брат», «Брат-2″, «Война», «Сестры» и др. В 1992 году организовал и возглавил кинокомпанию СТВ. Продюсер более 40 художественных и документальных фильмов, отмеченных на российских и международных кинофестивалях.

Из интервью режиссера:

- Вы, талантливый режиссер, и вдруг подались в продюсеры? 
- Я никогда не ощущал себя только режиссером, я многое умею делать в кино буквально своими руками. Да и «День ангела» мы делали сами, искали деньги, снимая тайно, подпольно, а в то время вообще было строжайше запрещено заниматься этим кому-то, помимо государственных структур, это было как самиздат. Я считаю, что человек творческий в кино должен думать не только о том, как придумать и снять фильм, но и уметь организовать, построить процесс его, как теперь говорят, раскрутки, подачи, продажи, это необходимо и нормально. Каждый режиссер — по сути уже продюсер, кто-то получше, кто-то похуже, а как сегодня иначе?
- Так что же такое кино — коммерция, идеология или искусство? 
- Кино — это вообще не искусство, во всяком случае, если и искусство, то очень грубое и, соответственно, с большой массовой силой воздействия. Смешно сравнивать его достижения с мировой живописью или музыкой, до этого ему еще далеко-далеко. Нужно пытаться иногда напомнить зрителю, что все-таки кино может быть и чем-то большим, вот как Тарковский в свое время смог напомнить, что есть нечто, что просвечивает сквозь этот грубый «вещественный» экран.


Биография режиссера:

Сергей Сельянов родился 21 августа 1955 года в Карелии, в городе Олонец. В 1975-1978 годах учился в Тульском политехническом институте, где возглавлял любительскую киностудию «Сад». В 1980 году окончил сценарный факультет ВГИКа, где занимался в мастерской Н.Фигуровского, а в 1989 году — Высшие курсы сценаристов и режиссеров (мастерская Ролана Быкова).

Свой первый полнометражный фильм, «День ангела», Сергей Сельянов снял совместно с Николаем Макаровым в 1980 году вне государственных структур, подпольно. На экраны этот фильм вышел только в 1988 году. В начале 90-х годов Сергей Сельянов поставил два заметных фильма в жанре кинопритчи: «Духов день» (1990), в котором главную роль сыграл рок-музыкант и певец Юрий Шевчук, и «Время печали еще не пришло» (1994) с участием Валерия Приемыхова, Петра Мамонова и Марины Левтовой; однако с середины 90-х годов он занялся исключительно продюсированием картин других режиссеров.

Среди его продюсерских работ — целый ряд фильмов, ставших лидерами кинопроката и видеопродаж, что для второй половины 90-х годов — времени, предельно неблагоприятного для отечественного кинематографа, — было большим достижением:

«Блокпост» (1998),
«Особенности национальной рыбалки» (1998) Александра Рогожкина,
«Брат» (1997) и «Брат 2″ (2000) Алексея Балабанова,
«Мама, не горюй» (1998) Максима Пежемского,
«Сестры» (2001) Сергея Бодрова,
«Ехали два шофера» Александра Котта,
«Сказ о Федоте-стрельце» Сергея Овчарова,
«Кукушка» Александра Рогожкина,
«Медвежий поцелуй» Сергея Бодрова-старшего,
«Война» Алексея Балабанова,
«Олигарх» Павла Лунгина,

Однако помимо фильмов, ориентированных на массовую аудиторию, Сергей Сельянов в то же время спродюсировал и целый ряд документальных, короткометражных и экспериментальных лент, которые демонстрировались на российских и международных кинофестивалях, включая Каннский, Берлинский и Венецианский, и были удостоены немалого количества наград. Все эти работы были поставлены при участии санкт-петербургской Кинокомпании СТВ, которую Сергей Сельянов учредил в 1992 году совместно с режиссером Алексеем Балабановым и продюсером Василием Григорьевым. В целом за 10 лет существования кинокомпании было снято более двух десятков игровых и документальных фильмов, а также несколько телевизионных и спецпроектов.

В 1996-1999 годах Сергей Сельянов был продюсером программы ОРТ «Линия кино», получившей в 1999 году приз за лучшую телевизионную программу о кино на фестивале «Белые столбы».

Лауреат ряда кинематографических премий. Интервью с Сергеем Сельяновым о проблемах кинематографа неоднократно публиковались в ведуших деловых печатных изданиях России. Экономический журнал «Эксперт» в феврале 2003 года назвал Сергея Сельянова «единственным российским продюсером, чье имя стало брэндом в области кинопроизводства».

http://www.horosheekino.ru/angel.htm



Наверх ↑ Избранные статьи редакции